В 1752 г. Шамшуренков Л.Л. из крестьянского сословия (крепостной) представил публике в Петербурге коляску, которая могла передвигаться без использования лошадиной тяги. Для передвижения экипажа использовалась мышечная сила человека. Самодвижущаяся коляска Шамшуренкова могла передвигаться со скоростью до 15 км/час, перевозя двух пассажиров, но, к сожалению, заинтересованных в этом новом средстве передвижения (кроме кучки дворян) не было. Дворяне некоторое время использовали изобретение как аттракцион, а наигравшись новой игрушкой, забыли о его существовании.
За свою смекалку и изобретательность, по велению ее императорского величества Елизаветы, Шамшуренков был пожалован 50 рублями из казенных денег. Наши современники запечатлели в музее Автоваза портрет русского изобретателя-первопроходца, который придумал безлошадный экипаж. Дальнейшее использование самодвижущегося экипажа за ненадобностью было отклонено, но идея продолжала и дальше витать в воздухе.
В истории ретро-автомобилей России был еще один энтузиаст, который в своей жизни сделал немало разработок в различных сферах деятельности, многие из них актуальны и сейчас. Этого уникального человека звали Кулибин И. П. Он родился в семье, занимающейся торговлей, но еще с юности его тянуло к знаниям разных ремесел (токарных, слесарных), связанных с механикой. А еще он изучал химию и физику по книгам, которые привозил отец из разных поездок.
Творческая мысль и природная смекалка позволили этому самородку сконструировать часы, которые он презентовал царице (они по сей день выставлены в Эрмитаже и поражают умы посетителей). В награду за такую диковинку она назначила Ивана Петровича заведовать мастерской с уклоном на механические разработки при Академии в Петербурге. Было ему на тот момент чуть более 30 лет. Мастерская занималась большим количеством разработок, начиная от станков и заканчивая навигационным оборудованием, а также выполняла многочисленные прихоти Екатерины II и ее двора.
Кулибин внес свою лепту и в развитие первых автомобилей царской России. Он достал из угла забвения изобретение своего предшественника, которое более 30 лет пылилось на задворках истории, и довел до логического совершенства. В своей самодвижущейся коляске он внедрил практически все атрибуты, присущие современным автомобилям — тормоза, маховик, передаточную коробку скоростей, подшипники.
К большому сожалению изобретателя его самодвижущийся экипаж, на котором он ездил в 1791 г. по Петербургу, не заинтересовал царицу и дворян. Его изобретение также было забыто на целое столетие…
Тяжело себе представить, что произошло бы, если бы человечество на 100 лет раньше занялось производством автомобилей. Новшества, примененные Кулибиным в своем изобретении, не канули в Лету, через столетие они были применены в автомобиле Бенца.
Царям и двоянам, как
состоящим в управлении,
было хорошо известно,
что без устойчивого
потока граммотно
составленных рекламаций
изделие до автосалона
не довести. Крепостному,
как самому массовому
userу самоходных колясок,
при своей недостаточной
граммотности составление
рекламаций не потянуть.
0 Ответить