В легком случае — это кипяток, налитый вместо заварочного чайника в сахарницу, в другом — это неправильный аэропорт, куда мы приезжаем по инерции, чтоб отправиться в отпуск, не удосужившись прочитать информацию на билете. Рассказывают, что однажды телефонный террорист по рассеянности представился своим настоящим именем.
Основными свойствами внимательного человека является его способность сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать в течение определенного времени поставленную задачу в фокусе своего сознания.
Хорошо развитое внимание позволяет быстро анализировать поставленную задачу, адекватно улавливать ее суть, легко ориентироваться в ситуации в зависимости от изменяющихся условий, видеть важное, учитывать нюансы, быть предусмотрительным, помнить о том, что сделано, достаточно продолжительное время. Невнимание, случающееся практически со всеми людьми, может проявляться в скольжении по поверхности задачи, блуждании фокуса внимания, отвлекаемости на посторонние вещи, попадании врасплох, забывчивости.
Рассеянность, часто понимаемая как разновидность невнимательности, бывает трех видов.
Первый — это неумение концентрировать внимание и выполнить какое-то дело из-за поверхностности внимания и высокой отвлекаемости. Яркий пример тому — Хлестаков из «Ревизора» Гоголя: «Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Его внимание в каждый момент направлено на то, что оказалось перед его глазами или случайно пришло ему на память, и с лёгкостью, действительно необыкновенной, перескакивает с одного предмета на другой. Такая поверхностность типична и естественна для детей. А похожие на них взрослые страдают от трудностей в организации работы и быта, ощущения своей неуспешности или необходимости прикладывать особые усилия, чтоб вписываться в общепринятые рамки и ожидания.
Причинами этого вида рассеянности бывают: естественная возрастная незрелость нервной системы, характерная для малышей, или незрелость нервной системы более взрослых людей в силу индивидуальных особенностей развития и заболеваний, к которым относятся, увы, довольно распространенные минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания. Еще одна причина — недовольство, неосознанное нежелание, сопротивление работе или учебе по психологическим причинам. Такое нежелание будто уводит наше внимание и силы от поставленной задачи, разными способами саботируя ее выполнение.
Кроме этого, источником рассеянности бывает фантазийный склад мышления, или склонность к витанию в облаках (подобно гоголевской Василисе Кашпаровне), а также просто отсутствие соответствующей привычки прилагать волевое усилие, чтоб удерживать фокус внимания на деле, пока оно не закончено. Наблюдается такое при отсутствии тренировки, положительного примера в семье и правильной организации учебы в школе.
Второй вид рассеянности называют «профессорской», и к нему, конечно, относится рассеянность Маршака, Ньютона, Каблукова и Паганеля. Их якобы невнимательность является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они оказываются в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Их проблема — в слабой переключаемости внимания. В отличие от римского императора Юлия Цезаря, который мог одновременно читать, писать и слушать доклады, быстро перемещая фокус внимания с одного процесса на другой, многие люди науки и искусства отличаются негибкостью внимания.
Причем эта особенность внимания ситуативно встречается и у нас, среди абсолютно обычного населения. Часто она присуща людям инертным, с медлительным темпераментом. Ее причиной является чрезвычайно узкая сосредоточенность человека на работе, что вызывает отключение внимания от всего постороннего. При этом виде рассеянности затормаживается воздействие всех раздражителей, не относящихся к текущей деятельности. Наблюдается у людей, увлеченных делом, при глубокой мыслительной работе.
Третий тип невнимательности — наиболее распространенный, это функциональная и возрастная рассеянность, проявляющаяся в неспособности полностью воспринимать происходящее, адекватно реагировать на него и последовательно выполнять поставленную задачу из-за особого состояния организма. То есть ее причины — изменения в организме, обусловленные переутомлением, недосыпанием, физической болезнью, опьянением, приемом некоторых лекарств (на вкладыше к ним написано: «может влиять на способность управлять автомобилем»), беременностью, а также возрастными изменениями в головном мозге, связанными со старением организма. Кроме того, снижение памяти и внимания, которые тесно взаимосвязаны, часто происходят из-за особого психологического состояния организма: при депрессии, сильной тревоге, страхе неуспешности, при неврозе, психологической травме и др.
Что делать? В целом можно сказать, что поддержание своего организма, регулярный отдых, тренировка внимания, совершенствование самоконтроля и повышение собственной заинтересованности в выполняемой работе призваны в максимальной степени задействовать имеющиеся резервы человека и обеспечить его наиболее полную реализацию при достижении поставленных целей. Более подробное рассмотрение этих вопросов — предмет отдельного разговора.
Ой, было, было однажды - утром спешила на работу и почистила зубы кремом для бритья, а подмышки побрызгала лаком для волос.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А меня иногда очень пугают мои проявления рассеянности. Вдруг придется однажды сказать: "Здравствуй, товарищ Альцгеймер!" Тьфу-тьфу, конечно , прочь страхи!
0 Ответить
Отличная статья! Редкое для статей о психологии сочетание профессионализма и стиля.
Оценка статьи: 5
0 Ответить