Пришла она в среду на работу, как обычно, с легким опозданием — не беда, ведь начало семинара только в 12. При этом и других дел невпроворот: просмотреть материалы семинара и подготовить вопросы по нему для студентов, проверить контрольные к завтрашнему дню, подготовиться к встрече с дипломником, зайти в бухгалтерию, хорошо б еще успеть отзыв на методичку закончить — завкафедрой просил поторопиться…
«Но где же папка с материалом семинара? Должна быть в этой стопке… Или дома осталась? Может, на соседнем столе? Не видно что-то… Неужто правда, дома забыла? А может, кто взял? Как же так? Ах, вот она! Наконец-то! Боже мой, это ж не то!» Галина Петровна не в шутку запаниковала. Конечно, материал давно и хорошо знаком, но все-таки проглядеть бы не помешало. «Ладно, вспомню так», — решила Галина Петровна, поскольку времени на поиски уже не было. Набросала коротко план занятия, ну, а вопросы придется составлять по ходу дела.
После семинара и обеда Галина Петровна устало устроилась за рабочим столом. «Так, что еще там на сегодня? Надо бы побольше успеть и ничего не забыть. Ах да, контрольные. Слава богу, вот, на месте лежат. За полтора часа управлюсь. Если никто отвлекать не будет. Надо для начала выпить кофейку. Странно, сахар уже практически кончился. На сегодня еще наскребу. Не забыть завтра принести. Записать, что ль, куда для памяти? С бумагой вечная проблема. Вот хоть сюда запишу. Черт, ручка-то не пишет, и эта тоже. Ладно, хоть карандаш есть… Вот и чайник вскипел. А, вспомнила, что еще надо! Запишу, пока не забыла. Куда задевался блокнот? Ладно, обойдусь, так запомню. Кофейку спокойно попить. А там и за контрольные примусь. Или сначала в бухгалтерию зайти…»
А вот еще из совсем недавних событий. Пожаловался мне один знакомый, что его в очередной раз уволили с работы. На этот раз из автомастерской, куда взяли по рекомендации после двух безработных и безденежных лет. Когда взяли на работу, радовался безмерно: работа знакомая — свою машину много раз перебирал, причину неполадки чувствует сходу, зарплата приличная.
Но в процессе много проколов случилось: при замене масла забыл поставить медную прокладку, смена тормозных колодок занимает весь день — то пружины для зажима не те, то скобу забыл, то «лишние» болты после сборки остались, при замене шлангов забыл как следует затянуть хомут, потерял резиновое колечко, жидкость потекла…
Уж как ни старался поторапливаться и делать аккуратно, а все равно случались бесконечные накладки. И такие проблемы просто кругом: на стройке и двух месяцев не продержался, экзамен по механике даже со второго раза не удалось сдать, первая жена ушла (вроде как мало о ней думал, обещания не держал, о хозяйственных хлопотах забывал). Вечно все вкривь и вкось. Судьба ль невезучая, или характер непутевый?
Речь в обоих случаях идет о нарушении внимания, обусловленном синдромом дефицита внимания, коротко, СДВ. А СДВГ — это синдром дефицита внимания, сопровождающийся еще и гиперактивностью, который чаще встречается у детей.
Описываемое нарушение заключается в трудностях сосредоточения и удержания фокуса внимания в течение определенного отрезка времени на одном деле для решения поставленной задачи,
Как упоминалось в прошлой статье, такого рода нарушения внимания могут быть вызваны и другими причинами. Например, такими заболеваниями, как вегето-сосудистая дистония; действием алкоголя, транквилизаторов; склерозированием сосудов; длительным переутомлением; достаточно серьезной депрессией, тревогой, психологической травмой и другими факторами. Действия некоторых из этих причин можно при определенных условиях избежать, но синдром дефицита внимания носит в основном врожденный характер и является самостоятельным неврологическим расстройством.
Примечательно, что невнимательность в ее обычном понимании является для детей нормальным, естественным следствием еще незрелой нервной системы. Для взрослых же она становится источником многих житейский и жизненных проблем. Например, женщина жалуется на мужа: «Мой муж-программист в реальной повседневной жизни очень рассеянный. Доходит до смешного — на холодильнике табличка „Закрой холодильник“, над гладильной доской — „Выключи утюг“
Диагноз СДВ пока остается в России непопулярным: в провинции не все невропатологи его знают (а учителя тем более), ставят его относительно редко, лечат неохотно, к системе педагогических и психотерапевтических мероприятий в проблемных случаях обращаются еще реже.
При этом в городах последнее время «мода» на СДВ начинает расти, как растет и противодействие ему некоторой части общественности, считающей синдром выдумкой заинтересованных в продаже лекарств специалистов.
До 2000-х годов в ситуациях ярко выраженных симптомов невнимательности и двигательной расторможенности использовалось довольно широкое понятие «минимальная мозговая дисфункция». Этот несколько загадочный диагноз могли поставить в том числе и ребенку младшего школьного возраста, с большим трудом справляющемуся со школьным обучением или имеющему отклонения в поведении.
Если родителей не сильно беспокоило развитие ребенка и жалобы учителей, то к врачу по поводу невнимательности-гиперактивности вообще не обращались. В результате многие взрослые с СДВ, несмотря на все житейские трудности и сложности с учебой и на работе, даже не подозревают о том, что у них неврологическое расстройство, а некоторые начинают об этом догадываться, лишь наблюдая за развитием собственных детей.
Хорошо написано, сразу вспомнила свой заветный блокнотик в котором все для себя записываю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Брюханова, спасибо за внимание к статье!
0 Ответить
Мало того, что тема актуальная, но стиль! Сти-и-иль! Отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, спасибо за оценку!
0 Ответить
Галина Шубина, спасибо за вопрос. Лечение - отдельный разговор. Могу сказать, что в Финляндии и США есть довольно эффективная программа для детей (про взрослых не знаю), включающая при особых показаниях медикаментозное лечение и психотерапию. Примечательно, что эта программа подразумевает работу и с РОДИТЕЛЯМИ детей с СДВГ
0 Ответить
Анна Сидельникова,статья хорошая.Вот только по поводу внимания картина рисуется мрачная.На мой взгляд,если у человека не удерживается фокус внимания на каком-то предмете,значит на данный момент это не его,а может быть вообще не его.Если человеку по-настоящему интересен предмет,то он рано или поздно сконцентрируется на нём и погрузится в него до самого основания.А что касается каких-то бытовых вещей,тут,конечно, можно призадуматься,но не более того.Свободный человек не обязан фокусироваться на том,на чём не хочет.Принуждение удерживать внимание на том,что противоречит его восприятию,только негативно отразится на его психике и не даст никаких результатов,а если и даст,то на время.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вадим Игорев, спасибо за внимание к статье. Совершенно согласна: степень концентрации внимания в сильнейшей степени зависит от мотивации. И даже наоборот: если человек погрузился в проблему, он может накопать для себя в ней много чего интересного...
И свободному человеку иногда приходится ходить на работу. И она не всегда интересна... Тогда принуждать себя мы вынуждены, увы, сами.
0 Ответить