Возможно, далеко не все знают, что именно Лорд, а не смутьян-гитарист Блэкмор или голосистый Гиллан, являлся центральным ядром группы, её скрепой и, по сути, самым старым участником. Именно он стоял в основании DEEP PURPLE с того момента, когда сосед по съёмной квартире — Крис Кёртис — увлёк Джона идеей основать группу в стиле прогрессивного рока. Крис проект замутил, нашёл продюсеров, но потом затею бросил. А Лорд остался.
Даже после появления Ричи Блэкмора Лорд оставался основным идеологом и рулевым DEEP PURPLE образца 1960-х (впрочем, он был и самым старшим в группе). Тогда Джон активно писал песни, делал все аранжировки и кое-где даже подпевал. Его орган звучал на записях ровней неистовой Блэкморовской гитаре. Достаточно послушать такие песни, как «Anthen», «Blind», «April».
Ричи Блэкмор о песне «April» («Апрель»):
«Я родился в этом месяце. Поначалу у меня была просто маленькая случайно возникшая мелодия. Я показал ее Джону и он придумал „классический“ кусок для средней части композиции. В свои двадцать пять лет я еще не слышал ничего подобного. Для того времени это было достаточно смело».
Вершиной личных амбиций Джона Лорда в DEEP PURPLE стал так называемый «Concerto for Group and Orchestra» («Концерт для группы с оркестром»). Дело в том, что наш герой с раннего детства воспитывался на классической музыке (его отец был саксофонистом), обожал Чайковского, Баха, Грига, Дворжака и планировал делать карьеру именно в этом направлении (для чего окончил Лондонский Королевский музыкальный колледж). Параллельно он увлекался театром (учился в Школе сценической речи) и даже успел поработать в адвокатской конторе, где и услышал по радио таких рокеров, как Джерри Ли Льюис и Бадди Холли.
Так как рок-музыка в 1960-х вышла из узких берегов и расплылась широким потоком, подхватывая самые разные стили и течения, Джон решил, что именно она луче всего подходит для самореализации. Уже в ранних работах DEEP PURPLE слышно это желание Лорда вплести классику в формат рока. А в 1969 году он созрел для рискованной и революционной идеи — написать сюиту, где рок-группа будет играть с симфоническим оркестром.
Что же тут революционного? — спросите вы. А как же «Сержант Пеппер» БИТЛЗ? А группы PROCOL HARUM и MOODY BLUES? Но дело в том, что Лорд не собирался использовать оркестр просто как приправу для рок-песни. Его цель была в том, чтобы классика и рок звучали на равных, и на равных нашли точки соприкосновения. Сумасбродную идею поддержал дирижёр Малькольм Арнольд. А вот участники самого оркестра играли с «волосатиками» явно без удовольствия.
Ричи Блэкмор:
«У меня был маленький усилок Vox, и каждый раз, когда я начинал играть, эти парни натурально затыкали уши: „Слишком громко“! Я, значит, пытаюсь, чтобы публика меня услышала, а рядом сидят эти скрипачи с пальцами в ушах. Можете представить, насколько меня все это вдохновляло».
«Концерт группы с оркестром» денег группе не принёс, но шума наделал. Однако Блэкмор и недавно появившийся Гиллан поняли, что дальше потакать амбициям Лорда не стоит, и заявили, что хотят более жёсткой и роковой музыки. Джон Лорд не противился, группа для него была важнее личных амбиций. К тому же он очень уважал талант и чутьё гитариста и вокалиста DEEP PURPLE.
Джон Лорд:
«Если и существует вообще формула PURPLE, то она такова: голос Гиллана, гитара Ричи. Остальное не так важно, и структура песни не играет роли. Ричи всегда найдёт подходящий рифф, а Гиллан всегда сориентируется в любой песне».
В результате на свет родился знаменитый альбом «In Rock» — один из столпов стиля «хард-рок». Лорд хоть и отошёл в тень Блэкмора и Гиллана, но его орган оставался «визитной карточкой» стиля группы (как и фирменные вкрапления классики в ткань тяжелого рока). Пассажи Джона звучали убедительно, плотно и мощно даже на фоне неистовой гитары Ричи (достаточно послушать хотя бы «Speed King», «Highway Star», «Child in Time», «Fireball», «Pictures Of Home»).
Джон Лорд:
«Я начинаю понимать, что значит слово „чувственность“. Я всегда был холодным органистом. Технически компетентным, но без капли чувства. Я многому научился у нашего гитариста Ричи и кое-что почерпнул от барабанщика Яна. …Вообще-то, Ричи на самом деле большой любитель классической музыки. Но на сцене он умеет хорошо скрывать эту сторону своей личности (смеётся)».
Надо сказать, что первой и постоянной любовью клавишника был электроорган «Хэммонд», с которым он не расставался даже тогда, когда его коллеги перешли на синтезаторы. Тем не менее, Джон продолжал заниматься игрой и на фортепиано, чтобы, как он говорил, «пальцы не становились ленивыми».
Несмотря на то, что Лорд в 1970-х уже не был главным музидеологом группы, именно он оставался её скрепляющим центром. Его учтивые манеры, тактичность и порядочность сделали его главным миротворцем на протяжении почти всей истории DEEP PURPLE.
Джон Лорд:
«Я же всегда был одним из самых спокойных в группе, наиболее флегматичным. Оттого ко мне часто обращались: „Слушай, а то ты думаешь, Джон о том-то и о том-то?! Вот у нас пока разные мнения. Наверное, я дам ему в глаз?..“ На „миротворчество“ уходили силы, эмоции…».
Иногда силы убеждения Лорда не хватало. Но даже когда из группы ушли — сначала Гиллан с басистом Гловером, а затем и сам Блэкмор — Джон пытался сохранить группу до последнего. По сути, он да барабанщик Ян Пейс — были единственными неизменными участниками DEEP PURPLE. Кроме того они дружны и даже женаты на сёстрах-близняшках.
Джон Лорд:
«Причем каждый из нас уверен, что он-то и выбрал самую лучшую… Близнецы очень верны друг дружке: если моя жена куда-то уезжала, то ее сестра не забывала позвонить и узнать, как дела, не нужна ли помощь. Так что мы с Яном, в общем, выгодно женились — получили не одну жену, а две!»
Забавно, что в 1973 г. Лорд взял на место Гиллана Дэвида Ковердейла, а после распада DEEP PURPLE уже Ковердейл взял Лорда клавишником в свою группу WHITESNAKE. В 1984 г. DEEP PURPLE воссоединились, и Джон работал в группе вплоть до 2002 года. При этом за всю карьеру группы Лорд не забывал о своей старой страсти и выпускал сольники, где продолжал налаживать узы между классикой и роком.
Джон Лорд:
«Иногда мне говорят: как ты можешь играть эту музыку, если ты одновременно делаешь совсем другую? Как ты можешь любить рок-музыку и классику? Для меня это звучит, как если бы кто-то спросил: как ты можешь есть мясо, если ты ешь картошку? Сейчас после каждого концерта слушаю в своей уборной только классическую музыку. Без Моцарта я бы, наверное, уже давно помер и лежал бы на кладбище!»
В 1999 году Джон отметил 30-летие своего «Концерта для группы с оркестром» и снова исполнил его на публике. Интересно, что утерянную партитуру буквально на слух восстановил датский музыкант Mojo de Goeij. Правда, как и прошлый раз, одна пожилая скрипачка строго сказала басисту Гловеру, чтобы тот её случаем не «оглушил», но после концерта она осталась довольна.
Джон Лорд:
«Через 30 лет эта музыка вернулась и снова изменила мою жизнь… Она дала мне смелости уйти и сделать новую карьеру, вне рок-группы».
Последние годы Лорд полностью ушёл в сольное творчество — во многом сложное и непонятное рядовому рок-меломану.
Так было вплоть до 2011 года, когда Джон объявил поклонникам о своём онкологическом заболевании. Перед Новым 2012 годом Лорд написал на своей интернет-страничке: «У меня всё хорошо, и я вернусь с большой новостью на следующей неделе или около того. Желаю вам успехов и счастья, и, прежде всего, желаю вам здоровья».
Большая новость оказалась совсем не хорошей. Джон Лорд не вернулся…
R.I.P. Легенды уходят, к сожалению.
0 Ответить
Не мОгу. Пианист тоже как-то не вяжется с джаз-бандой. Придётся оставить клавишника до лучших времён.
0 Ответить
Когда появилось слово клавишник? Какое-то оно небрежное.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
А какое лучше - "кейбордист"? Предложите своё.
0 Ответить
Продолжаем поминать Джона Лорда:
читать дальше →
0 Ответить