Начало
В 1863 году двое молодых джентльменов (одним из которых был математик и писатель Чарльз Лютвидж Доджсон) в компании юных дочерей вице-канцлера Оксфордского университета отправились на лодке вверх по течению реки Темза. На протяжении прогулки Доджсон рассказывал сочинённую им самим историю о приключениях девочки Алисы. Сказка очень понравилась одной из дочерей, которую тоже звали Алиса, и она попросила Джонсона законспектировать текст для неё.
Подаренная год спустя рукопись стала лишь началом пути — 4 июля 1865 г. свет увидела книга под названием «Алиса в Стране чудес». Автором этого произведения на обложке значился Льюис Кэрролл — под этим псевдонимом в реальности скрывался Доджсон. Сказка о провалившейся в кроличью нору девочке Алисе и о последовавших за этим приключениях в сказочной стране ещё на заре прошлого века стала ярким представителем культурного наследия Великобритании, произведением, известным на весь мир. Впоследствии книга была не только переведена на сотни иностранных языков, но и не единожды экранизирована.
Согласно данным Википедии, сказку переносили на кино- и телеэкраны в виде художественных и анимационных фильмов более десяти раз. Пожалуй, наиболее известной экранизацией «Алисы» является мультфильм производства компании Disney, выпущенный в прокат в 1951 году. Спустя почти полвека с момента его выхода студия Уолта Диснея решила вновь вернуться к этой теме, однако на этот раз уже в виде кинофильма и в модном нынче формате 3D.
Сценарий
Сюжет сказки Кэрролла знаком практически каждому — последовавшая в нору за Белым Кроликом девочка Алиса попадает в сказочную страну, на пути странствования по которой встречается с различными её обитателями: Белым Кроликом, Синей Гусеницей, Чеширским Котом, Безумным Шляпником и его компаньоном — Мартовским Зайцем, и, наконец, Королевой Червей.
Идея же «освежить» классическую сказку принадлежит сценаристке Линде Вулвертон, являющейся автором и соавтором сценариев к мультфильмам Disney «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Она решила отойти от оригинального сюжета сказки Кэрролла, внеся в него некоторые «косметические» изменения.
Согласно новой завязке истории, Алиса — 19-летняя девушка, недавно потерявшая своего отца. Во время пребывания на званом вечере она получает публичное предложение выйти замуж, которое выводит её из состояния равновесия. Сбежав с празднования, она замечает белого кролика и, последовав за ним через лабиринт и кроличью нору, попадает в Страну чудес, в которой, как позже оказалось, она уже побывала в шестилетнем возрасте, но напрочь об этом забыла.
Дабы сделать повествование более активным с точки зрения экранного действия, Вулвертон добавила в сценарий события из поэмы Кэрролла «Бармаглот», которая фигурирует в книге-продолжении «Алиса в Зазеркалье». Таким образом, сценаристка хотела дать героине возможность не просто «прожить» один день в стране чудес, но и определить собственную судьбу.
В отличие от книги и оригинального мультфильма Disney, в новой экранизации Алиса больше не предстаёт перед зрителем в виде любопытной девочки со светлыми волосами и в белом переднике. Зрителю открывается образ взрослой девушки, утратившей веру в будущее и в саму себя.
Более мрачной оказывается и Страна чудес. Несмотря на пышную растительность, россыпи больших грибов и вычурных живых существ, окружающую обстановку портят следы опустошения и разорения. По словам режиссёра картины Тима Бёртона, его собственное видение обновлённой Страны чудес базируется на рисунках Артура Рэкхема, иллюстрировавшего переиздание «Алисы в Стране чудес» в 1907 году, а также на чёрно-белой фотографии английской семьи, пьющей чай на фоне пребывающего в плачевном состоянии Лондона времён Второй мировой войны.
Съемочный процесс
В то время как натурные съёмки велись на территории полуострова Корнуэлл в Англии, все сцены, действие которых происходит в Стране чудес, были сняты на фоне «Хромакей» в павильонах Culver City Studios в Лос-Анджелесе.
Хромакей — это технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Также Хромакеем называют ярко-зеленый (чаще всего), ярко-синий или ярко-оранжевый фон, на котором проводятся съемки с использованием одноименной технологии. При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение.
Съёмочный процесс «Алисы» был осложнён тем, что, по словам режиссёра, это была первая картина, в процессе работы над которой ему пришлось столь долго работать с «зелёным экраном». В предыдущих картинах Бёртона в подавляющем большинстве сцен в качестве фонов использовались реальные декорации, и их отсутствие в новом фильме было большим испытанием для него. «Длительное пребывание в окружении зелёных стен, пола и потолка способно навредить кому угодно, — сетует режиссёр. — У всех нас развилась зелёная лихорадка, съёмочная команда просто сходила с ума». В итоге Бёртону во время стадии постановки, 40 дней из которой ушли на съёмки сцен на фоне «зелёного экрана», пришлось носить прикреплённые к очкам линзы лавандового цвета, дабы уменьшить негативный эффект, оказываемый на глаза.
Незаменимым для Бёртона при работе над «Алисой» оказался художник-постановщик Роберт Стромберг, до этого успевший поучаствовать в создании «Аватара» Джеймса Кэмерона. По его словам, многое из опыта, полученного на предыдущем проекте, удалось реализовать в новой картине. «Я знал, что по большей части нам предстоит иметь дело с «зелёным экраном». Посему мне казалось, что наилучшим способом было бы продемонстрировать Тиму Бёртону, чем же будут впоследствии заполнены все эти большие экраны. Поэтому я взял весь багаж знаний, приобретённый во время работы над «Аватаром», и применил его к «Алисе».
Разница между работой над двумя фильмами заключалась в том, что в случае с картиной Бёртона на съёмочной площадке присутствовали живые актёры, взаимодействующие с окружающей обстановкой. В результате Стромбергом были также подготовлены частично натурные сцены, в которых герои фильма могли дотрагиваться до физических объектов и наблюдать результат своего взаимодействия с ними.
Техника
Для облегчения работы с «зелёным экраном» была использована техника «виртуальной камеры», применявшаяся в «Аватаре» Д. Кэмерона: на стадии постановки художниками была смоделирована низкополигональная окружающая обстановка каждой сцены. Используя маркеры, закреплённые на костюмах для «захвата движений», а также сенсоры на кинокамере, Тим Бёртон имел возможность наблюдать актёров на фоне компьютерных декораций в режиме реального времени прямо на съёмочной площадке.
Кэмерон использовал свою собственную виртуальную систему камер, новый способ захвата движения при съемке фильмов. По его словам, «это как большой и мощный игровой движок». Система в режиме реального времени изображает дополненную реальность на мониторе, помещает виртуальных двойников актеров в их цифровую среду, что позволяет корректировать и непосредственно управлять сценами, как если бы это была живая съемка.
Отдельно стоит сказать про съемки Красной Королевы — из-за размера ее головы значительную часть времени актрису снимали индивидуально. Дабы воплотить эффект в жизнь, параллельно с использованием обычной камеры с FullHD разрешением 1920×1080 (2 миллиона пикселей) съёмочная бригада использовала камеру Evolution производства Dalsa, обладающую вчетверо большим разрешением (4096×2048, 8 миллионов пикселей). Благодаря этому можно было не беспокоиться за возможные потери качества при последующей цифровой обработке.
«Мы снимали Красную королеву в 8 М, а затем уменьшали изображение до псевдо-FullHD разрешения 2160×1080, — рассказывает Вилегас. — Итак, используя разработанное нами программное обеспечение, мы уменьшали кадр, включая её тело и голову, при этом у нас в распоряжении оставалась и изначальная версия, голову актрисы из которой мы затем помещали поверх уменьшенной». По словам супервайзера, из почти 2500 планов с визуальными эффектами в фильме около 500 из них пришлось на королеву.
По словам монтажёра Джейси Бонда, съёмка почти всего фильма на цифровые кинокамеры дала значительные преимущества. Если для сцен в реальном мире Алисы были использованы натура и декорации, эпизоды в Стране чудес снимались в павильонах и практически все требовали дополнительной обработки на компьютере. Команда Бонда соединялась со съёмочным павильоном через высокопроизводительные серверы и работала с отставанием всего лишь в 20 минут от текущей съёмки.
Осталось лишь добавить, что конвертация в модный 3D-формат, несмотря на все ухищрения и пользование "аватарной" техникой, получилась кошмарной. Статичные картинки смотрелись еще более-менее, но стоило кадру оживиться, как вместо трехмерных образов начиналось мельтешение в глазах. С тем же успехом можно взирать с близкого расстояния на работу вентилятора: вроде и движение есть, но ни черта не понятно.
Но свой миллиард в прокате тандем Бертона и Деппа заработал, ибо зритель успел истосковаться по 3D после премьеры "Аватара".
0 Ответить
Евгений Жарков, а я смотрела в IMAX и мне очень понравилось. качество выше всех похвал. Возможно, проблема не в конвертации, а в трансляции или очках.
0 Ответить
Екатерина, увы, дело не в очках и не в неудачной 3D-копии, а в конвертации на этапе постпродакшна. От этого процесса пострадали многие фильмы, пытавшиеся слизать сливки на волне успеха "Аватара". И по поводу "Алисы" - это не только мой личный опыт, а оценка 3D в картине Бертона западными зрителями. У них-то и оборудование, как правило, самое современное стоит, и с очками все в порядке. Просто Бертон пошел на поводу у продюсеров. В принципе, все сделали правильно, затея окупилась, но фильм лучше было смотреть в 2д.
И да, IMAX - это, конечно, козырь, но прикрыться им могут не многие в России. Только жители самых крупных городов. Тогда как 3D-оборудование все же более распространено.
0 Ответить
Евгений Жарков, не буду спорить, сравнить не с чем, в обычном 3Д не смотрела. Но и в 2Д фильм замечательный.
0 Ответить