Вобрав в себя разные достоинства мировой культуры, Русь оказалась уникальным хранилищем всех мировых ценностей, сохраняемых в обрядах, сказках, легендах, песнях, плясках и религиозных верованиях. Некоторые из этих обрядов обсуждаются исследователями до сих пор. Например, если обычай ставить нарядную елку в новогодние праздники поддерживается во многих странах, то такого обрядовой фигуры, как Снегурочка, практически нет ни у кого более.
В русском фольклоре Снегурочка появилась в XIX веке, в роли сказочного персонажа, — сделанной из снега девочки, которая потом ожила. «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега». В 1869 году этот сказочный сюжет был опубликован
К возможному прототипу Снегурочки также относят святую Люсию, праздник которой отмечался в Германии и странах Балтии в
В язычестве это может быть Исида со своим сыном Гором или Кибела с сыном Аттисом, известные задолго до Рождества Христова, и здесь же присутствует Ель, отождествляющая «гроб господень». В русских народных сказках много сходного с Мистериями Исиды, Кибелы, Адониса. Также мы знаем, что скандинавская дева Иса — Искорка (льдинка), это дочь бога Имира, состоящего из мороза и инея, а она, соответственно, снежинка — Снегурочка.
Другая претендентка на роль Снегурочки, богиня восточнославянской мифологии Макошь — представительница древнерусского языческого пантеона. Имя Макоши связывали как с водой, так и с прядением, которое отмечалось во многих народных обрядах и обычаях. Эта связь с прядением дала направление поиска аналогов, таких как скандинавские Норны, греческие мойры, прядущие нити жизни.
Святой день Макоши — пятница, в этот день приносилась жертва в виде пряжи или кудели, которую сбрасывали в колодец. Этот обряд носил название «мокриды». В христианской религии многие черты Макоши имеет святая Параскева — христианская мученица, погибшая при императоре Диоклетиане. Имя этой христианской святой также связано с пятницей и зовут ее Параскева Пятница.
Есть исследователи старины, которые считают, что Снегурочка возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы, которую на проводах зимы либо сжигают, либо топят в реке. Другие ассоциируют Снегурочку с демоническим существом и связывают ее с Мореной — языческой богиней смерти, зимы и ночи. Третьи представляют ее в сомнительной компании Снеговика, якобы божественного отца Снегурочки.
Надо сказать, что среди деятелей революции в России были люди, хорошо знающие сравнительную мифологию. Они могли быстро находить аналоги всех мировых религий с древними мифами и мистериями Египта, Рима и Греции, для того чтобы заменить религиозные праздники христиан другими их языческими прототипами. Так же как церковь в свое время заменяла языческих богов своими святыми.
Так родилась и Снегурочка, принявшая образ девочки (девушки), внучки Деда Мороза, которая появляется с уходящим годом и встречает новый, приходящий год, возле украшенной новогодней елки. В создании этого образа принимали участие известные художники
Прозвучавшая 29 января 1882 года опера «Снегурочка», по мнению многих композиторов, самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Девушка из Берендеевки поражает всех своей готовностью отдать жизнь за миг настоящей любви. В ней проявлено все, экстаз любви, томление, восторг и безнадежность — Снегурочка понимает, что гибнет. С ужасом видят берендеи, как она пред Солнцем тает, и девушки Снегурочки уже нет.
С оперой «Снегурочка» перекликается другая драматическая мистерия Рихарда Вагнера, прозвучавшая в том же году несколько позже (26 июля 1882 года). Главный герой древней мистерии — рыцарь Парсифаль, и как Снегурочка, в финале погибает прекрасная дева Кундри, на которую наложено проклятие.
На Руси Новый год всегда связывали с Рождеством Христовым, и празднования Нового года, как такового, не было. Дед Мороз и Санта-Клаус — это разные персонажи, имеющие каждый свое собственное назначение. Прообразом Санта-Клауса является святой Николай Мирликийский. В православии он известен как Николай Чудотворец.
Мороз, Морозко как фольклорный персонаж, олицетворяющий силы природы, известен с древних времен, а рождественские обязанности он взял на себя к началу XX века. Ненадолго, до революции, и был реабилитирован только в 1930-х годах. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки (как молодой девушки) произошло на встрече в московском Доме Союзов в 1937 году.
ну если Исида и Мокоша прообразы Снегурочки, то о чем дальше говоритить.
Оценка статьи: 2
0 Ответить