«Впервые об инфекционном происхождении шизофрении психиатр Казанец задумался в начале 70-х, когда работал в НИИ психиатрии Минздрава. Как-то он услышал историю об одной девушке. Та жила в коммунальной квартире и якобы заразилась шизофренией от своей подруги. Сначала ученый отнёсся к этому с недоверием, но, проанализировав статистику более чем по 40 домам в районе станции метро „Измайловская“, получил неожиданные результаты: в тех квартирах, преимущественно коммунальных, где проживали страдающие шизофренией, заболевают примерно 10% людей, вольно или невольно общающихся с ними… Значит, заболеваемость зависит от близости к шизофренику и продолжительности контактов с ним. Напрашивался вывод: шизофрения — заболевание заразное… Заражение происходит воздушно-капельным или воздушным путем».
Другой доктор наук, Исаак Гурович, прокомментировал версию Казанца следующим образом: предположения об инфекционной природе сумасшествия действительно неоднократно выдвигались, но научно подтверждены не были, а «что касается скученности больных шизофренией в некоторых домах: когда-то главврачи психоневрологических диспансеров входили в комиссии по распределению жилплощади и добивались улучшения условий для своих больных. И порой появлялись дома, где оказывалось очень много наших пациентов».
Тем не менее сенсация была подхвачена другими изданиями, которые отнеслись к идее Этелия Казанца с большим доверием.
На мой взгляд, на самом деле механизм передачи ненормального поведения таков. Самый сильный инстинкт у человека — это инстинкт самосохранения. Поэтому он прежде всего перенимает у окружающих те черты поведения, которые позволяют последним, грубо говоря, «побеждать других», или, выражаясь в терминах психологии, доминировать. Особенно это справедливо в отношении детей.
Ребёнок копирует поведение не всех своих родственников, а только доминирующего — того, с кем другие, как ему кажется, «не могут справиться». Причем копирует он далеко не всё, а лишь то, что, по мнению ребенка, даёт тому власть над другими людьми. Если среди ближайшего окружения оказывается человек с ненормальным поведением (из-за душевной болезни или попросту из-за развинченности и самодурства), ребёнок видит, что другие члены семьи ничего поделать с этим человеком не могут и даже боятся его и потакают его прихотям. Это убеждает ребёнка в том, что вести себя ненормально может быть выгодно. Тот же самый механизм действует при якобы генетическом наследовании многих других отрицательных черт родственников.
Например, если доминирующим лицом в семье является пьющий отец, перед которым все остальные «на цыпочках ходят», боясь, что в пьяном виде он их поколотит, следует ожидать, что сын или дочь тоже будут употреблять спиртное, считая это проверенным средством запугивания окружающих. Если мать ребёнка прощает любые прегрешения своему неоднократно сидевшему мужу, чтобы тот не разъярился (или из жалости, что у него «жизнь была тяжелая»), дети и это возьмут на заметку. Правда, если на горизонте появится бравый участковый, который развенчает в их глазах миф о «непобедимости» распоясавшегося родителя, дети решат, что милиционер «сильнее», и этот случайный человек сыграет в их жизни огромную роль. Очень даже вероятно, что в будущем они захотят посвятить свою жизнь охране правопорядка, поскольку в их глазах эта деятельность является признаком силы духа.
Тот общеизвестный факт, что нередко даже взрослые люди, побывавшие в условиях дедовщины или в зоне, впоследствии уподобляются своим мучителям, объясняется тем же. Человек рассуждает: «Такой-то победил меня, значит, он сильнее. Другие не попытались меня защитить, значит, он сильнее не только меня, но и других. Значит, его способ вести себя наиболее выгоден, и я должен стать таким же».
Школьным учителям хорошо известно: если в классе появляется ребенок, который ведет себя развязно, и классный руководитель не может или не хочет призвать его к порядку, через некоторое время 70% одноклассников начинают подражать ему.
Как видите, перенимание детьми и подростками ненормального поведения другого человека происходит только в том случае, если окружение этого человека смиряется с его поведением и позволяет ему делать все, что он хочет. Потакайте всякой дури, прощайте, оправдывайте вашего мучителя, подчиняйтесь ему — и ваши дети вырастут похожими не на вас, а на того, кому вы подчиняетесь. И не рассказывайте сказки о вашей доброте и долготерпении: поведение слабаков дети не копируют!
Вот сейчас ляпну, вообще, невообразимое. Мама моя много лет работала на скорой помощи, много раз транспортировала в психдиспансер всяких «сумашеччих» и рассказывала нам все эти страшнючие истории. Бо ! Ну вот, хоть верьте, хоть не верьте, но мама утверждала, что все в психушке ненормальные, не только пациенты, но и врачи с медсестрами. А ведь образованная женщина была, пусть не врач, а фельдшер, огромный стаж работы, в кардиологических бригадах ездила, смерть видела, рука легкая, любую вену поймает. По жизни – умница, пример для меня во многом. А сколько читала! Но вот так утверждала, что шизофреники заразные, есть у них сила убеждения, вот только поверь и туту! выпадешь из общей обоймы общества.
Нормальность поведения, сложный вопрос, ну, вот как-то так, думается мне. В чем нормальность-то состоит? Не драться, не ругаться, не плеваться, туалет осознавать, а если чел тебе такие странности говорит, от которых у тебя волосы дыбом поднимаются и мурашки по всему телу бегают, причем говорится вся эта лабудень - уверенно! вот и думаешь порой – я где? И где мои вещи? И куда бежать? Шутки шуткую, но в каждой шутке, есть доля шутки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все очень интересно написано, только как-то связи нет между первой частью статьи о шизофрении, и второй частью - о формировании поведения у детей. Первое утверждение, что шизофрения передаются как инфекция воздушно-капельным путем, то есть имеет явно биологическую природу, а второе утверждение - копирование плохого поведение - исключительно социальные факторы.
0 Ответить
Шизофрения - болезнь, а дурное поведение вовсе не болезнь. Психиатр легко отличит.
0 Ответить
Все правильно.Думайте, когда детей воспитываете. Если нет детей - все равно думайте
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Классная статья!
0 Ответить
У Стивена Кинга есть роман "Гибкая пуля", там журналист потакает писателю в заблуждении, что в машинке живёт дух, который помогает писать -- форнит. Но по истечению времени начинает сам видеть своего форнита и форнита писателя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить