Когда звучит музыка в исполнении симфонического оркестра, то волшебный тембр арфы всегда трогает самые нежные слуховые рецепторы. И никому не приходит в голову мысль, что исполнители на этом инструменте — самые востребованные в периферийных музыкальных коллективах.
В наших столицах достаточное количество арфистов, но далеко не все исполняют классическую музыку. Сейчас значительно выгоднее играть в элитном ресторане для обеспеченной публики, чем сидеть в оркестровой яме провинциального театра. Удивительно, но игре на арфе учатся немногие. Бывает, что из 500 студентов на всех пяти курсах только один учится на этом красивейшем по внешнему виду и тембру звука инструменте. Размер и вес арфы не позволяют начинать обучение с раннего детства. Можно учиться на любом, но лучше — на струнно-смычковом (например, на скрипке) или струнном народном инструменте (домре или балалайке), а потом перейти в класс арфы. Конечно, придётся опять начинать сначала — с «азов», но в случае успешного освоения навыков игры, место солиста в оркестре будет обеспечено!
Другой инструмент, востребованный в симфоническом оркестре, относится к медно-духовой группе. Это туба — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру в своей группе. Если арфа чаще используется в сольных каденциях (особенно это заметно в классических балетах), то туба — основание громкого звучания всего оркестра. Конечно, есть редкие исключения: так, наш современник С. Слонимский часто использует её в своих операх (например, «Иван Грозный» и «Гамлет»). На тубе тоже невозможно обучать маленького ребёнка, который по росту будет равняться самому инструменту. Чаще студент, поступивший в музыкальное училище, чтобы освоить игру на трубе, валторне или тромбоне, но по каким-либо причинам не справившийся с назначенной программой, переходит на обучение игре на тубе.
И последний «претендент», уже из струнно-смычковой группы, но опять, как и туба, самый низкий по звучанию и самый большой по размеру: контрабас. Интересно отметить, что внешне струнно-смычковые инструменты могли бы составить «матрёшку»: контрабас вместил бы в себя меньшую по размеру виолончель, потом бы предстал альт, а самой маленькой оказалась бы скрипка (кстати, при обучении на скрипке используют ещё меньшие размеры — для детских рук). Но вернёмся к контрабасу и его роли в оркестре.
Представьте, что вальс играют без первой доли. Условно обозначим этот ритм «ум-ца-ца». Убираем «ум», и вальса нет. Так и оркестр без контрабаса существовать не может: он создаёт фундамент струнного звучания. Но не всегда его партия ансамблевая. Есть и сольные отрывки: например, в операх Верди «Отелло» и «Аида». Талантливые контрабасисты блестяще исполняют виртуозную пьесу Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (особо любопытствующие могут найти записи в Интернете), но главное предназначение контрабаса — оркестровое или ансамблевое исполнительство. Известны случаи, когда скрипачи или виолончелисты переквалифицировались на контрабасистов, особенно рослые молодые люди.
Вот и все претенденты на дефицитность, зато — на любой вкус. Конечно, бывают «перебои» и с другими исполнителями, но ненадолго. Обратите внимание, что эти проблемы чаще возникают именно в оперных театрах, а не в филармонических симфонических оркестрах. Это связано со спецификой работы — на сцене всегда приятнее выступать. К тому же — проще: в оперном театре большой текущий репертуар, а в филармонии готовится одна программа и сразу исполняется на публике. Потом — следующая программа, как правило, по заранее намеченному репертуарному плану на весь сезон.
Почему же я рекомендовала эту статью молодым музыкантам, учащимся? Именно вы можете исправить ситуацию с «дефицитом» и стать более заметной фигурой в коллективе (арфа и туба — единичные инструменты, а контрабасисты, хотя и работают минимум в паре, зато всегда возвышаются над сидящими ниже коллегами).
Если только один юный музыкант задумается над изменением своих планов на будущее, то задача этой статьи будет выполнена.
А что, в джазе контрабас уже не используют?? Я к тому, что если есть спрос - появляется и предложение, если требуется много контрабасистов, к примеру, то они и появятся.
0 Ответить
Юрий Лях, я написала о "классических" оркестрах. Джаз - это "другая страна", со своими требованиями, условиями и оплатой труда.
А вот спрос и предложение далеко не всегда соответствуют друг другу. Я наблюдаю дефицит в нашем оперном оркестре - уже более 20 лет по контрабасам, арфистки нет уже около 30..
0 Ответить
Галина, я с интересом прочитала вашу статью. У мой подруги дочка играет на флейте, а ее одноклассница - на арфе. Подруга в перспективе хочет дать дочке высшее образование, чтобы та поискала себе работу за рубежом. Как вы думаете, насколько это сложно и где лучше высшее образование получать?
0 Ответить
Татьяна Черных, Вы спрашиваете о конкретном ВУЗ,е?
Я сама так давно закончила обучение, что не смогу дать дельный совет. Ведь в выборе учебного заведения много важных факторов: где (дальность от дома), у кого (часто это - решающий момент) и главное: каковы реальные шансы для поступления у конкретного музыканта. После выбора первых двух - можно поехать на консультации ( это должны делать бесплатно, особенно в недели так называемых "открытых дверей" для потенциальных абитуриентов).
И по работе за рубежом - только с индивидуальным подходом. Хотя думаю, что для лучшего трудоустройства надо получить практику в нашей стране, а уже потом предлагать свои услуги за "кордоном": там уровень кандидатов на вакантные места значительно выше. Хотя - где именно ( в Европе трудно, а вот в африканские страны попроще). Но это ведь куда отсылать ребёнка придётся? Не каждый родитель решится...
0 Ответить
Галина Голованова, я так поняла, что они хотят в Москве куда-то поступать. Надо будет сказать ей про консультации. В любом случае, у них впереди еще несколько лет.
0 Ответить
Татьяна Черных, в Москве всегда труднее - и поступить и, тем более, найти работу: едут со всей страны, да и иностранцы могут составить конкуренцию. Лучше советоваться со своими педагогами: они могут объективно оценить шансы на поступление!
0 Ответить