И действительно, раннее проявление умственных способностей может быть предвестником особого таланта. Если ребёнок в три года научился самостоятельно читать, как академик И. Виноградов, или примерно в этом же возрасте освоил правила шахматной игры, как Хосе Рауль Капабланка, можно ожидать, что, повзрослев, он добьётся выдающегося успеха.
Однако в некоторых случаях необыкновенные умственные способности могут оказаться явлением временным, преходящим. Случается так, что ребёнок взрослеет и теряет свои удивительные детские возможности. Особенно часто это происходит, когда малыш необычно быстро овладевает речью и разговаривает как взрослый. По мере взросления речевая активность может ослабевать, и сверстники, как правило, догоняют такого «вундеркинда». Ранняя речь (до годика) может свидетельствовать также о том, что развитие мозга сильно опережает общее развитие, и это очень опасно, так как детский организм может не справиться с этой патологией.
Иногда дети уже в дошкольном возрасте проявляют удивительную изобретательность, но в дальнейшем у них может проявиться односторонность умственных возможностей. То же самое происходит и при особых способностях в математических вычислениях. Этот ранний интерес к счёту в уме может быстро угаснуть, являясь эпизодом возрастного развития, а может и остаться, как например у Эммануила Ласкера, ставшего доктором математики и чемпионом мира по шахматам.
Необыкновенная умственная активность пятилетнего малыша не даёт никаких гарантий, что она сохранится в дальнейшем. Поэтому, дорогие родители, не обольщайтесь ранними успехами — спускаться с пьедестала тяжелее, чем подниматься. Знаете, что говорил Лев Николаевич Толстой о вундеркиндах:
«Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! …Пускай наперёд вырастут и окрепнут, и докажут, что они не простой фейерверк!»
Однако любые ранние проявления таланта надо принимать всерьёз, вот только форсировать его развитие следует с большой осторожностью, чтобы не навредить психике ребёнка, его здоровью. Можно согласиться с утверждениями некоторых учёных психологов, что выражения «вундеркинды», «одарённые дети» и даже «очень талантливые ученики» — весьма условны, так как предварительно проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития. И всё же у многих детей с ранним проявлением одарённости умственные достоинства сохраняются и в дальнейшем приумножаются.
Конечно, дорогие родители, относиться с безразличием к проявлениям таланта тоже нельзя, надо поддерживать и укреплять детскую одарённость. И не забывайте, что развитие способностей зависит от обучения и воспитания.
Очень важным для развития одарённости является высокая требовательность к себе, связанная с самокритичностью. Требовательность к себе заставляет экспериментировать, мобилизовать внутренние возможности, формировать новые качества и знания. Помогайте своему вундеркинду, но не торопитесь делать прогнозы и помните о недопустимости перегрузок и переутомления, ведь они напрямую связаны со здоровьем ребёнка.
Человеческий опыт показывает, что наиболее перспективно такое развитие интеллекта, которое несёт в себе направленность и сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определённому виду деятельности. Очень важно знать, к чему обнаружены способности, и помнить, что у некоторых детей выбор специальности может оказаться неудачным, а при несоответствии склонностей и профессии не происходит, как правило, расцвета таланта.
Иногда сами родители из-за неправильных авторитарных установок могут стать виновниками подавления способностей у своих детей. Очень часто это происходит в тех случаях, когда им не нравится предмет, которым увлекается ребёнок. Важно всегда помнить, дорогие родители, что разностороннее развитие при наличии определённых природных данных является основным условием расцвета таланта и гениальности, и даже при отсутствии ярко выраженных природных данных оно обеспечивает достижение в избранной деятельности высоких результатов.
Высокоталантливые люди, как правило, отличаются многосторонностью развития и разносторонностью деятельности, и творческие биографии многих знаменитостей (Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова, Менделеева) это подтверждают. Случается, что ярко одарённый человек до самых зрелых лет ищет своё призвание — может не определиться в школьном возрасте область занятий, в которой способный ученик мог бы проявить себя и добиться творческих достижений. Ранняя специализация не всегда благо — и может талант остаться лишь возможностью…
И всё-таки очень многие выдающиеся люди проявили незаурядные способности уже в детстве. Александр Грибоедов, например, в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 закончил сразу два отделения: словесное и юридическое.
Одарённость многих детей с ранним проявлением таланта выдерживает испытание временем. Отнеситесь к проявлению одарённости своих детей со вниманием, берегите их и постарайтесь не навредить при обучении и воспитании.
Умные дети встречаются, но достаточно редко. Я с такими работал в ЦДО, преподавал им олимпиадное программирование. Честно скажу, они удивляли меня своими способностями. Когда 10-класснику излагаешь вопросы, которые не все первокурсники понимают, это впечатляет. А главное им это интересно!
В то же время сталкивался и с родителями, заметно неадекватно оценивавшими своих отпрысков. Было и такое, но жизнь (олимпиады) расставляли всё по своим полочкам.
Совет родителям: Будьте реалистами! Посоветуйтесь со специалистом, скорее всего он поумерит Ваши чрезмерные иллюзии.
0 Ответить
Как минимум, процентов 50%родителей считают, что у них растет вундеркинд. Остальные уверены, что индиго
2 Ответить
Татьяна Пучкова, а на деле 90%- обычные обывательские идиоты.
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну вот опять. Я пошутила, А что ж Вы так зло? Обыватель не обязательно идиот.
Необъективная оценка родителями своего дитяти не редкость. Красота в глазах смотрящего. Ум и способности там же.
Хороша дочка Аннушка! Хвалят мать да бабушка. Пословица актуальная не одно столетие.
1 Ответить
Татьяна Пучкова, а потому что правдиво - либо зло, либо некрасиво.
А почему идиоты? Вы сами прекрасно проиллюстрировали Вами приведенными поговоркой и родительской слепотой-любовью: ума в таком подходе не много.
Как немного его в родителях, которые во что бы то ни стало хотят из своих детей сделать вундеров.
Почему хотят? 1) потому что НЕУМНО полагают, что чудо-ребенок значит успех 2) потому что хотят на этом заработать 3) самая большая глупость в том, что не понимают, что они калечат своих детей, подкладывая их под извращенные желания тех же обывателей.
Есть и такие, которые наивно полагают, что ребенок-продижи имеет больше шансов стать счастливым. Что также неумно.
Вы все еще будете утверждать, что эти родители - не идиоты?
0 Ответить
Игорь Ткачев, нет, не идиоты. Нормальные "ненормальные" родители. Наверняка и на Вас в детстве мама смотрела и думала, а наш-то Игорек лучше всех. И это убеждение она так в Вас вложила, что сбсно об этом Вы в основном и пишете. Дураки все. А если не дураки, то идиоты
А по теме... Спекулируя на родительской любви и ваяют статьи про детей индиго и гениев в пеленках.
Действительно, очень актуально, что делать, если ваш ребенок вундеркинд?
0 Ответить
Татьяна Пучкова, "идиоты-не идиоты" - слух режет ярко экспрессивная форма, насколько понимаю. Но по содержанию, это часто поломанные судьбы. Часто своими же, заметьте, родителями. Отсюда я бы подобрал еще более экспрессивный термин.
Феномен "вундеркинды" часто носит характер средневековой базарной площади, когда обывателю демонстрировали фриков. Здесь фрики в другую, "умную" сторону, но все это также отклонение от здоровой нормы.
Один в уме складывает х-значные цифры, другой обе ноги за голову закидывает...
К тому же в наше материальное время все хотят на этих вундерфриках заработать (впрочем, как и раньше). Отсюда множество перегибов. Например, т.н. дети-полиглоты, говорящие на 10 или более языках.
Почти во всех случаях, которые я изучал (а это ч-т вроде передач с Галкиным), такие дети - часто натасканные роботы. Да, они могут заученно выдавать куски текстов, даже могу что-то в рамках вокабулярия на 50-100 слов в связную речь выстраивать. Но это не есть "знание 10 языков", например.
Такие случаи настолько телевизионно за уши притянуты, что просто понимаешь: зрителя тоже держат за, простите, идиота.
А ежели у вас ребенок дей-но в чем-то уникален и превосходит большинство своих сверстников по уму и талантам, что уже крайняя редкость, я бы лично рекомендовал родителям об этом никому не говорить. Иначе изуродуют.
Самым лучшим решением здесь мне видится поступок Перельмана: он просто спрятался от, снова простите, идиотов в своем окружении.
0 Ответить
Игорь Ткачев, в чем то я с Вами согласна. Но Вы преувеличиваете масштаб бедствия.) Настоящие вундеркинды крайне редки. Для меня в этом слове ничего балаганного нет. Есть одаренные дети. Ну и ради Бога, пусть развивают свои способности. Разве плохо, что они занимаются спортом или танцами, языками или программированием?
У большинства родителей их непомерные амбиции быстро обломает необходимость материальных и временных затрат... Ну и наше образование, рассчитанное на середнячков.
Но, что гораздо печальнее, система образования вполне в состоянии перемолоть и особо одаренных детей.
А анализировать и систематизировать вундеркиндов по ТВ шоу бесперспективное и бесполезное занятие. Их там попросту нет.
0 Ответить
Татьяна Пучкова, согласен и с Вами и с Ткачёвым. Даже уровень развития выше среднего - это уже немало. Уровень талант и гений - исключительно редки.
А передачи вроде Лучше всех, так и вовсе профанация. Да ещё и вредная профанация развивающее у людей ЧСВ.
0 Ответить
Знать нужно, что если ваш ребенок вундеркинд, то социум сделает все, чтобы из вашего вундеркинда вырос несчастливый вундерменьш.
Само понятие "вундеркинд" - идиотское. Из цирка средних людей.
"Vanity is definitely my favorite sin". Devil's Advocate.
1 Ответить
Интересно, а вундеркиндом, можно стать например в 20 или ещё старше?
0 Ответить
Это как - наконец научиться читать и писать?
0 Ответить
Прав, прав был Лев Николаевич! Я конечно вряд ли был вундеркинд, но читал в три года, писал уверенно в четыре и т.д. До пятого класса шел в гору. А потом как-то расслабился и большинство своих способностей не то даже, что бы растерял, а... не развил дальше. Теперь о своей лени и разгильдяйстве (особенно в институтский период) жутко жалею.
Слишком давить на детей, а уж тем более стараться СДЕЛАТЬ из них вундеркиндов ни в коем случае нельзя. Моя знакомая как-то чуть ли не насильно заставляла своего вполне нормального сына читать умные книги и т.д. Ну и что? Только отвращение к чтению развила. Способности ребенка надо угадывать и поощрять - тут талант нужен уже родительский. Но памятуя свой печальный опыт дитятю нужно также учить усердию и дисциплине. Надо объяснить, что даже умному и способному легко только до определенного рубежа. А дальше нужен труд и терпение, если он конечно хочет достичь конкретной цели.
За статью спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить