В арьергарде российского проката демонстрировались французская драма «Ржавчина и кость», приключенческая комедия «Билет на Vegas» и китайский клон «В поисках Немо» под названием «Храбрый плавник».
1. «Линкольн» (Lincoln, 2012)
Если честно оценивать шансы спилберговского байопика «Линкольн» на победу в церемониях BAFTA (Британская киноакадемия) и Оскара, то они не слишком велики. Тут надо учитывать тот факт, что Спилберг целенаправленно «сработал на призы», пригласив в свою картину целый сонм действующих лауреатов, начиная от Дэниэла Дэй-Льюиса и заканчивая Томми Ли Джонсом. И тему подобрал душевную, тем более что личность 16-го президента США Авраама Линкольна неожиданно резко стала популярной в голливудском кинематографе.
Вспомним хотя бы головокружительный трэшак Бекмамбетова про то, как означенный субъект по ночам рубил бошки кровососам, а днем радел за нацию и отменял рабство в южных штатах. Само собой, Спилберг — товарищи серьезный и снял фильм не о том, как могло быть в альтернативной казахской реальности, а в традициях жанра. Но это и смущает, потому как интриги — ноль (чем закончит бедняга Линкольн всем известно), а только ради звездной игры блестящих исполнителей идти в кино?
Получилось кино американское для американцев. Что наилучшим образом подтверждается сухими цифрами кассовых сборов: 162 миллиона на родине и 3 — в остальном мире. Бекмамбетов, при всем идиотизме своего опуса, хотя б повеселил аудиторию, а Спилберг, увы, просто красиво, с чувством, с толком и расстановкой звездных имен на афише экранизировал в… цатый раз биографию великого человека.
Возможно, актеры и заслуживают поощрения за свою работу, как и славно потрудившиеся над воссозданием эпохи костюмеры, художники и декораторы, но лучшим фильмом года «Линкольн» назвать можно вряд ли, ибо получилось столь же достоверно, сколь и скучно.
2. «Охотники на гангстеров» (Gangster Squad, 2012)
Рубен Флейшер, автор вполне смотрибельного пародийного хоррора «Добро пожаловать в Zомбилэнд», от персонажей вымышленных перешел грань реальности в сторону дел всамделишных. Но одно дело гонять по Лос-Анджелесу ходячих мертвецов и совсем другое — пытаться рассказать доступным языком криминальную историю Голливуда.
Шаблон сработал ровно вполовину: симпатичная стилизация, динамичный экшн, брутальные герои в пиджаках с автоматами наперевес и фееричный Микки Коэн в исполнении Шона Пенна не смогут скрыть тот факт, что «Охотники на гангстеров» — всего лишь грамотно и профессионально смонтированный шутер от третьего лица. Сцены действия перемежаются связующими диалогами, что дюже напоминает стилистику современных компьютерных игр. С той лишь разницей, что эта «игрушка» обошлась создателям в 60 миллионов баксов.
Как известно, первый «удар по почкам» проект Флейшера получил 20 июля 2012 года, когда на сеансе финального «Темного рыцаря» 24-летний житель штата Колорадо расстрелял зрителей в местном кинотеатре, убив 12 и ранив около 60 человек. Учитывая, что аналогичная сцена была показана в рекламном ролике фильма, авторам пришлось ее вырезать, заново смонтировать фильм и перенести премьеру «Охотников» с сентября 2012 на январь 2013.
В иных случаях дурная слава помогает, но ленте и этот нюанс не оказал поддержки в кинопрокате: стартовав на родине 11 января, «Охотники на гангстеров» не сумели выбиться в лидеры, и прогнозы по сборам неутешительные. Стоило понимать, что американский зритель знает толк в гангстерских сагах и сумеет отличить хорошую, аутентичную постановку от халтуры. Пускай и эффектно снятой.
3. «Большие надежды» (Great Expectations, 2012)
И снова экранизация, только на этот раз не Льва Толстого, а другого классика мировой литературы — Чарльза Диккенса. Английский режиссер Майкл Ньюэлл продолжает удивлять гранями своего таланта, ибо ему удается в равной степени удачно воплощать на экране романтическую любовь («Четыре свадьбы и одни похороны»), приключения компьютерных героев («Принц Персии»), не говоря уже о том, что он внес небольшую лепту в адаптацию Поттерианы.
Как и в случае с недавней «Анной Карениной», ждать чего-то нового от очередного переложения классического сюжета не стоит. Все в рамках приличий, с истинно британской педантичностью и кропотливостью. Дважды роман Диккенса привлек кинематографистов в конце девяностых (Альфонсо Куарон и Джулиан Джаррольд), и лента Ньюэлла выходит сразу после окончания одноименного английского сериала, снятого по заказу BBC. Притом что лучшей, по мнению критиков, остается адаптация 1946 года, когда в режиссерском кресле находился сам Дэвид Лин.
Двухчасовая драма с участием мощных звезд — Рэйфа Файнса и Хелены Бонем Картер — тщательно окунает публику в события 150-летней давности. Что, с учетом низкой популярности классики и Диккенса, в частности, у массового российского читателя, вызывает сомнения в финансовых успехах фильма. Но ведь не все измеряется деньгами, правда?
4. «Билет на Vegas» (2012)
Да простят меня поборники политкорректности, но что-то многовато в отечественном кино нынче фамилий, заканчивающихся на «ян». Что касается новой отечественной комедии «Билет на Vegas», то здесь и вовсе можно сбиться со счету. Продюсер — Мартиросян, главная звезда — Галустян, режиссер — Киракосян. Сплошной «Арменфильм».
И ладно бы сие гарантировало высокое качество продукта, так нет же, как раз наоборот. Обильно пропиаренный на профильном телеканале ТНТ проект своим главным козырем считает не участие на первом плане бывшего КВН-щика, а скорее, приглашенной звезды в лице брутального мачо Дэнни Трехо.
Собственно, гражданин мира Киракосян основательно переработал свое же творение «Невероятные приключения американца в Армении». Тот же предельно простой и понятный юмор, яркая, сочная картинка, незатейливый сюжет и паршивенькая игра местами хороших актеров.
Спрос рождает предложение, потому не удивляйтесь, когда на вопрос «Есть какие-нибудь новые комедии?» в магазине вам подсунут это кинцо. Будьте бдительны и не ведитесь на провокации.
Лента Жака Одиара «Ржавчина и кость» — жесткий и бескомпромиссный ответ на французскую же драмеди «1+1». Номинант Канн на Золотую пальмовую ветвь, между прочим, с блистательной Марион Котийяр в главной роли.
Редкий гость на наших экранах — немецкое кино — будет представлено сразу двумя лентами: молодежной комедией «Я нормально супер гуд» про русских эмигрантов девяностых и трагикомедией «Отель Люкс», по сюжету которой уже немец приезжает в Москву накануне Второй мировой.
А на закуску в данной подборке фильмов своеобразный подарок маленьким зрителям — копипастеры из Китая ничтоже сумняшеся передели на свое усмотрение пиксаровский шедевр «В поисках Немо». Их поделка в оригинале называется «Назад в море», но у нас обрела более боевитый заголовок «Храбрый плавник». Мультик рисованный, не компьютерный, а рыбки, хоть и пучат глаза, все равно подозрительно смахивают на своих создателей.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...