• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Каким бывает лохотрон в боевых искусствах? Часть 2

Сразу скажу, что соответствие перечисленным признакам не обязательно указывает на лохотрон. Все зависит от тренера и, что куда менее очевидно, от учеников.

Csaba Peterdi Shutterstock.com

Я встречал людей, многого достигших при обучении в подобных школах. Как правило, это люди взрослые, вдумчивые, склонные к анализу, физически раскрепощенные, скоординированные, в хорошей форме. Чаще всего, они уже имеют приличный опыт занятия единоборствами или участия в реальных драках. А вот ученики помоложе, да еще и занимающиеся с нуля, чаще отличаются неумелостью, даже неуклюжестью. Многие так и не научаются хорошо и скоординировано двигаться. Но даже если помогает природная координация, возникает другая проблема — практическая применимость освоенных техник.

Казалось бы, «спецназовские» системы созданы специально для реального боя. Так они и воспринимаются, чему способствует и активный пиар в этом направлении. И хорошо, если разумный и честный инструктор не рекламирует школу как невероятно эффективную и исключительно прикладную, а честно называет занятия «военизированным фитнесом», прямо указывая на недостатки и сложности обучения.

Фитнес, действительно, неплохой: отлично развивает пластику, подвижность, гибкость, да и мышление. Скорее всего, здесь вас научат падать. Этому в «спецназовских» стилях уделяется большое внимание, поскольку в основу техники обычно положены выведения из равновесия. То есть на тренировках много падают, к этому нужно быть готовым. А это умение полезно само по себе, например, зимой на скользкой дороге. А вот с прикладным аспектом зачастую обстоит не так хорошо. Почему?

Одна из причин: сложность техник для освоения. То, что предлагается под брендом «спецназ», значительно сложнее стандартных комплексов армейского рукопашного боя. Как раз указанные наставления предлагают примитивные и действенные методы. Но видимо, они слишком просты, чтобы выглядеть круто. Сложные же методы пластичных стилей предполагают совсем иную подготовку, нежели занятия дважды в неделю по полтора часа. Возможно, эти системы и вправду не требуют ни особой физподготовки, ни постановки ударной техники. Ведь если основой системы действительно служит рукопашный бой спецподразделений, и физподготовка, и психологическая готовность у бойцов уже имеются. И бить они, вероятно, умеют.

В принципе, пластичные стили далеко не плохи. Просто заниматься ими нужно, четко осознавая цели и сопоставляя полученный результат с желаемым. А еще подобные боевые системы, сочетающие сложность с эффективностью, — это своего рода мастер-класс. Скорее всего, они никогда и не предназначались для обучения начинающих! Потому здесь мало внимания уделяется постановке четкой элементной базы, ударам, приемам. Да и спаррингу. Зачем? Секрет эффективной подготовки в пластичных системах четко сформулирован один из известнейших мастеров: «Бокс, борьба, фехтование«! Отсюда вытекают и обучение принципам, а не приемам; и акцент на выведениях из равновесия — технике более сложной, чем силовые, в основе своей, броски, болевые или удары. И импровизация в противовес заучиванию готовых схем. Ведь требуемая техническая, физическая и тактическая подготовка уже имеется. Уже имеются навыки того самого спортивного боя, которому нередко противопоставляют себя адепты «смертельных» школ.

К слову, особо «опасные и смертельные» техники действительно существуют — от банальных ударов в пах и глаза до скручиваний шеи и серьезно травмирующих болевых. Их действительно стоит отрабатывать в имитационных замедленных спаррингах. Проблема в том, что без навыков скоростного боя в контакт провести «смертельный» прием вряд ли удастся. Спортсмен свою менее «смертоносную» технику отрабатывает многократно, в реальный контакт и полную силу. Да еще и учится применять ее на подготовленном и активно сопротивляющемся противнике. И его навыки как раз позволят освоить и сложную «смертельную» технику.

Опытный борец куда быстрее научится использовать силу противника против него же (собственно, спортсмены-борцы и так это умеют), боксер эффективно и точно попадет пальцами в глаза или горло, а кикер — ногой в пах (что в драке сделать не так-то просто). Базовая спортивная подготовка дает необходимые навыки, которые просто дополняются новой, более сложной техникой. И конечно, предполагается, занимающийся уже имеет нормальную физподготовку. Вот и весь секрет эффективности «спецназовских» стилей! Техники здесь и в самом деле «мастерские». На «примитив» здесь не размениваются.

Вот только для освоения техник высокого уровня требуется соответствующий уровень ученика. Занимаясь с нуля, можно рассчитывать скорее на оздоровительный эффект… Да и то относительный. Я встречал людей, довольно давно занимающихся и с очень плохой координацией, с невыстроенной структурой тела, не умеющих вложиться в удар, с неважным равновесием. То есть с базовыми недостатками, исправляемыми за год в любой школе единоборств, где обучение более формализовано.

Но инструктор заявляет: «Мы самые-самые». Ученикам внушается, что спорт вреден и примитивен; что спортсмен умеет драться только один на один и по правилам, а их учат сразу эффективным и «смертоносным» техникам; подчеркивается крутость подготовки… Такой подход сразу должен настораживать. В 90% случаев вы не получите обещаемой прикладной эффективности. А вот позанимавшись несколько лет контактными единоборствами, получив представление о бое в контакт (да еще и с подготовленным соперником), можно пробовать и пластичные системы.

И еще одно, сугубо субъективное мнение. В секциях «спецназовских» стилей мне приходилось слышать мнение, что их подготовка позволяет тратить минимум усилий. Отсюда и выведения из равновесия с использованием силы самого противника, и мягкость движений, и непротиводействие силе. Звучит неплохо (о сложности практического применения достаточно сказано выше). Но зачем это все нужно? Оказывается, чтобы мы могли драться, будучи старыми, ранеными, уставшими. По сути, молодые здоровые парни учатся драться как больные старики. Но, во-первых, чтобы драться будучи больным и старым, нужно посвятить этому годы в молодости. Тогда умение работать не прикладывая усилий приходит само, с опытом.

Основатель айкидо Уэсиба, чтобы не прилагать усилий в старости, в молодости тренировался как проклятый. И был суровым и очень жестким бойцом. Это мастерство, и нельзя прыгнуть к нему, минуя все предыдущие этапы. Мягкость и легкость дается чутьем — а оно требует большого практического опыта. Пока его нет, работают сила и скорость. Когда чутье появится, техника изменится естественным образом.

В восточных системах молодых не учат действовать, будто они старые и больные. Напротив, бойца готовят так, чтобы он, и став пожилым, сохранил здоровье и силу. Лично мне этот подход кажется привлекательнее.

При написании статей была использована информация и мнения участников крупнейшего русскоязычного
форума по единоборствам www. budo-forums.ru.

Статья опубликована в выпуске 7.02.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Луч Света, а каков предполагаемый результат тренировок? Вырастить из ребенка" крутого Уокера" или просто что бы здоровый был да по подъездам не шарился? В первом случае лучше начинать с менее экзотического, с бокса, например, плюс тренажеры и легкая атлетика. А во втором, нравится ему кувыркаться, ну и отлично, пусть кувыркается на здоровье.

    Оценка статьи: 5