А уж стать трехкратным олимпийским чемпионом… Кроме Ласло Паппа, это удалось только двум боксерам. Прошло почти полвека — 24 года, прежде чем кубинец Теофило Стивенсон повторил выдающееся достижение знаменитого венгра. На летней Олимпиаде 1980 года в Москве он стал трехкратным олимпийским чемпионом. Ещё через 20 лет в Сиднее его соотечественник Феликс Савон в третий раз поднялся на верхнюю ступеньку олимпийского пьедестала.
Три человека… За целое столетие всего три человека смогли сделать это. Трижды стали олимпийскими чемпионами в таком виде спорта, как бокс.
Вот вам и ответ. Легко? Трудно ли? Чертовски трудно.
Потому что, помимо данного от природы или поставленного упорными тренировками удара, должно быть что-то ещё.
Во-первых, как мне кажется, — целеустремленность. Нужно очень хотеть сделать это, чтобы в конце концов всё-таки получилось.
Во-вторых, работать, работать и ещё раз… Работать! Только тех, кто любит труд, пионерами зовут. Но и к олимпийским чемпионам, тем более трехкратным, это относится в полной мере.
И в-третьих… Сила — она, конечно, солому ломит. Но чтобы победить соперника, который так же, как и ты, нацелен на то, чтобы пройти дальше и взойти на олимпийский пьедестал, одной силы мало. В «квадрате» нужно не только бить. Но и думать.
Все эти качества были у Ласло. Именно поэтому он смог стать тем, кем стал. Но обо всём — по порядку.
Для Ласло Паппа всё началось на Лондонской Олимпиаде 1948 года.
В первом бою его соперником оказался известный боксер тех лет финн Вале Реско. И уже во втором раунде рефери в ринге открыл счет:
— Один, два… Десять!
Нокаут.
В следующем бою люксембуржец Вельтер капитулировал перед Ласло Паппом ещё быстрее. Венгру потребовалось меньше двух минут, чтобы уложить соперника на пол ринга.
Столько же продолжался и бой с бельгийцем Кавиньяком, который Ласло опять выиграл за явным преимуществом. И это — несмотря на то, что в своём предыдущем бою бельгиец одержал победу над американцем Джонсоном, отправив его в нокаут.
В финале Папп встретился с любимцем лондонской публики англичанином Джоном Райтом. Зал, собравший восемь тысяч зрителей, был явно не на стороне венгра. Да и судьи крайне скупо отдавали очки Ласло, «не замечая» пропускаемых Райтом ударов. И всё же преимущество Папа стало явным. Двое судей из трех отдали победу ему.
Так Ласло Папп стал олимпийским чемпионом в первый раз.
Этот успех он повторил на своей второй Олимпиаде, в Хельсинки. Хотя позже Ласло не раз называл её самой сложной. Уже в самолете он почувствовал себя плохо. Его тошнило, кружилась голова. Первые два дня в Хельсинки пришлось провести в постели.
Но уже первый бой с американцем Веббом, который был выше 167-сантиметрового Ласло почти на целую голову, Папп выиграл нокаутом.
Следующего соперника, канадца Шассе, венгр отправил «отдыхать» на пол ринга на восьмой минуте поединка, достав его своим крюком левой в голову.
У болгарина Спасова и аргентинца Херреры Ласло выиграл по очкам.
И вот — финал, в котором соперником Папа стал боксер из ЮАР Ван Шальквик, оказавшийся на полу в третьем раунде. После проведенной венгром комбинации из трех хуков. Правда, на счет «восемь» Шальквик поднялся с пола и продолжил бой. Но когда прозвучал финальный гонг, ни у кого из присутствующих в зале, в том числе и у судей, не было ни малейшего сомнения в том, что Ласло Папп снова стал олимпийским чемпионом.
На следующей Олимпиаде, в Мельбурне, одним из самых сложных боёв для Ласло стал его второй поединок. С поляком Збигневом Петишковским, которому Папп проиграл накануне Олимпийских игр, на Чемпионате Европы 1955 года.
Уже в конце первого раунда венгр отправил своего соперника на пол. Но на счет «восемь» Збигнев смог подняться и продолжил бой. Гонг спас его от возможного нокаута. Восстановившийся в перерыве поляк собрался, и следующие раунды уже шли с переменным успехом. Но победу в этом бою судьи всё-таки отдали венгру.
Финал Ласло выиграл у перешедшего после Олимпиады в профессионалы и завоевавшего титул чемпиона мира темнокожего боксера из США — Хосе Торреса. Паппу уже исполнилось 30 лет. Его сопернику — чуть больше двадцати. На тот момент времени у венгерского боксера уже было шесть переломов кистей.
Но он — выиграл. И стал трехкратным олимпийским чемпионом.
Конечно, жизнь Ласло на этом не закончилась. В ней было ещё много чего. В 1957 году он стал профессионалом. Для того чтобы 16 мая 1962 года своим коронным хуком слева нокаутировать Криса Кристенсена и стать чемпионом Европы. А потом шесть раз подряд защитить этот титул.
На профессиональном ринге Ласло не проиграл ни одного из 29 проведенных боев и в 1964 году ушел из профессионалов только потому, что венгерские власти аннулировали его право на работу за границей. Их логику можно понять. Как так? Гражданин социалистического государства — и спортсмен-профессионал?
И Ласло понял. Хотя это решение ставило большой и жирный крест на возможности стать чемпионом мира среди профессионалов, оно не озлобило его. И Папп, в отличие от многих своих современников, не поменял венгерский паспорт на другой, более престижный. Тот, который позволил бы ему продолжить профессиональную карьеру. И со временем надеть пояс чемпиона мира. В том, что это было только вопросом времени, лично для меня нет никаких сомнений.
Да, Папп так и не стал чемпионом мира среди профессионалов. Но разве это важно? Важнее того, что человек остался до конца верным Венгрии? Стране, в которой он родился. Гимн которой слушал весь мир, когда он поднимался на верхнюю ступеньку олимпийского пьедестала.
В 1971 году Ласло стал тренером национальной сборной по боксу. И оставался ее тренером 21 год, воспитав за это время немало талантливых спортсменов, в честь которых поднимался вверх флаг, и весь зал вставал, приветствуя победителя, и стоя слушал гимн Венгрии.
Наверное, не только спортивной карьерой, но и всей своею жизнью этот выдающийся венгр заслужил, чтобы сегодня, 16 октября, в день, когда исполняется десять лет, как Ласло ушел от нас, мы вспомнили о нем. И о его знаменитом крюке левой…
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.