• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Cadillac. Как подошла к концу легендарная эпоха в истории Америки?

Еще до войны американские автомобили стали считаться в Европе признаком не просто достатка и благополучия, но шикарной и беззаботной жизни. Причем это относилось даже к скромным по американским понятиям Chevrolet, Plymouth и Terraplane.

Классический лимузин Fleetwood 75, сохранивший своё название в память о знаменитом кузовном ателье. Музей ретроавтомобилей «Моторы Октября» Денис Леонтьев личный архив

После войны американская военная администрация завезла в Европу довольно большое количество новых Cadillac, Buick, Chrysler, DeSoto, Hudson, Studebacker etc. Это были последние предвоенные разработки американских компаний, но для Европы они смотрелись достаточно свежими и даже передовыми. Они впечатляли своими округлыми, вальяжными формами и богатым оснащением и отделкой. Особенно часто такие авто встречались на Средиземноморском побережье Франции. Именно в то время Лазурный берег (Cote d`Azure) и приобрел ту самую сказочную притягательность. Раньше это был достаточно заурядный курорт и никто туда особо не рвался.

Cadillac в то время предлагал три серии — 62, обладавшую некоторой долей эксклюзивности, 60 Special и Fleetwood 75, называвшуюся так в честь кузовного ателье, которое перед войной стало фактически эксклюзивным поставщиком кузовов для фирмы. Кузовное ателье Fischer на тот момент уже было реорганизовано в один из производственных участков концерна, но еще в 70-е его табличку можно было встретить на порогах кузовов Chevrolet моделей Caprice, Impala, Camaro и Pontiac моделей Grand Prix, Le Mans, Firebird. Это было характерно для периода, когда крупные производители освобождались от зависимости, связанной с компаниями-смежниками. У Chrysler еще в 80-е была модель Le Baron, а кузовную фабрику Briggs Manufacturing сейчас вряд ли кто вспомнит.

Во всех трех сериях предлагался большой выбор типов кузовов, в том числе открытые — с двумя или четырьмя дверцами. Но с переходом на новые модели в 49-м ассортимент резко сократился. Однако появилась новая серия DeVille с новым типом кузова — hardtop convertible. С технической точки зрения, это был кабриолет, но с неубирающейся крышей изящных очертаний, не несущей силовой нагрузки. Стойки крыши были очень тонкими, заднее стекло выполнили цельногнутым, с большим радиусом кривизны. Выглядела крыша легкой, прямо-таки воздушной.

Еще одной заметной особенностью внешнего вида были задние фонари, расположенные в выступах задних крыльев, напоминающих хвостовое оперение реактивного самолета. Со временем авиационные ассоциации стали намеренно усиливать — клыки бамперов стали выполнять похожими на боеголовки ракет класса «воздух-воздух», на боковинах кузовов появились стреловидные молдинги, а самолетные хвосты обособились в самостоятельный элемент дизайна. В 53-м на новой модели Eldorado появилось лобовое стекло панорамного типа, сильно загнутое по краям. Оно вскоре появилось на всех машинах марки, а затем и всего концерна, как и характерный излом подоконной линии.

В 59-м линии автомобилей стали необычайно стремительными, но именно в этом году кризис аэростиля достиг своего пика. Однако аэростиль ушел не сразу, от него окончательно отказались только в 64-м, когда все американские автомобильные компании переоснастили свои кузовные цеха. Автомобильные кузова приобрели «формальную» твердость и прямолинейность очертаний. Cadillac в то время напоминал дредноут «Клайм Солайс» с таким же вертикальным форштевнем, как его сильно выступающие передние крылья, в которых вертикально располагались сдвоенные фары. Через пару лет передний обрез кузова получил отрицательный скос, что сделало автомобили похожими на стремительные эскадренные миноносцы. Выступающие передние крылья оказались долгоиграющей находкой. Их еще долго можно было встретить на машинах Lincoln, Chrysler, а также на Stutz Blackhawk и Dunham Caballista заказной сборки.

Еще в начале 70-х в США ввели весьма жесткие федеральные нормы по экологии и пассивной безопасности. Формы кузовов стали упрощать как для уменьшения аэродинамического сопротивления, так и для уменьшения риска нанесения травм пешеходам при наезде. Моторы стали работать на неэтилированном бензине, октановое число которого тогда не превышало 80-ти единиц. Почти шестиметровые дредноуты, 6−7-литровые моторы которых теперь развивали не 300−400, а всего 150−250 сил, стали буквально ползать.

В это время арабские страны образовали Организацию Стран-Производителей и Экспортеров Нефти — OPEC — и стали сами устанавливать цену за баррель. Для американцев это было как ледяной душ. В моду быстро вошли экономичные японские авто, которые раньше не пользовались спросом, поскольку любимые американцами дредноуты не сильно отличались от них по стоимости. Хорошим тоном теперь было говорить, сколько миль ваш новый автомобиль пробегает на одном галлоне топлива, а хвастаться мощностью позволяли себе лишь отморозки из нехороших районов, покупающие по дешевке подержанные Чарджеры и Кугары.

Cadillac на глазах терял привлекательность. После ухода в мир иной Элвиса Пресли к нему, почитай, уже не проявляли интереса звезды шоу-бизнеса, он был прямо-таки загнан в дальний угол новомодными BMW и Lexus. К началу 90-х клиентами фирмы оставались немногие упрямые пенсионеры. По сообщению одного из дилеров в штате Огайо, «в этом году мы потеряли еще 15 постоянных клиентов. Они просто скончались — по причине преклонного возраста. Ничего не поделаешь!»

Статья опубликована в выпуске 29.05.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Помпезные, кичливые, габаритные, нефункциональные модели были повержены здравым смыслом. Сейчас они воспринимаются как мостодонты и вызывают кривую усмешку над тогдашними порывами дизайнеров.Особенно эти "перья на шляпах" по сторонам багажника привлекают внимание.

    Автору спасибо за компетентное изложение истории автомобильного бума того периода.

    Какие бы идеи автор предложил для реализации на автомобилях будущего? Отказ от руля не предлагать, езду на автомате тоже.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, я уверен, что по крайней мере на мой век Кадиллаков хватит. Во всяком случае они ещё наверняка останутся к тому времени, когда я разбогатею и смогу купить себе несколько. И ещё будет кому повосхищаться моими красавцами.

      • Денис Леонтьев, когда мы с напарником-грузчиком мечтали о каком-нибудь авто, я спросил его, какой бы он хотел иметь автомобиль? И он ответил кратко:"Бронированный Кадиллак !"

        Их участь ,увы, красоваться в раритетах, как многих его собратьев по "автомобильным излишествам".

        Оценка статьи: 5

        • Вот есть обширный жанр научной фантастики, пытающейся предсказать, как будет выглядеть мир через сто, двести, тысячу лет. И как-то ни один из авторов не решился показать мир без привычных нам транспортных средств. То есть в мире даже весьма отдалённого будущего наличествуют а) многоместные воздушные лайнеры б)поезда, передвигающиеся по некой колее в) междугородные транспортные средства, являющиеся аналогами автобусов г)городские поезда типа метро д)персональные транспортные средства, прямо наследующие нашим автомобилям. И эта преемственность непосредственно отражается в их внешнем виде. То есть такая же компоновка, такое же деление корпуса на объёмы, даже выступающие радиаторы и хромированные колпаки на колёсах. Возможно, изменится тип силовой установки, материалы (они станут более лёгкими, менее подверженными коррозии, возможно, огне- и пулестойкими), но сама суть не поменяется. Это будут всё те же автомобили. И чем более дорогая и статусная модель - тем больше её размеры, менее рациональна компоновка (длинные свесы, низкая крыша) и больше острых и блестящих наворотов на кузове. А возможно, в будущем мир вообще деградирует, вернётся к использованию энергии сжатого пара и люди будут ездить в эдаких самодвижущихся каретах, куда джентльмен в цилиндре сможет войти, не наклонив головы... Будут этакие диккенсовские бродяги с медными киберпротезами и прочие колоритные персонажи.
          Да и вообще как-то людям свойственно не отказываться от привычного. До сих пор в архитектуре сохраняются решения, появившиеся ещё в античные времена. Или вот у Булычёва в книжке "Сто лет тому вперёд" люди научились вместо угловатых зданий выращивать дома произвольной формы из прирученного коралла. Так мальчик Коля из двадцатого века, попав в это будущее, на вопрос местных жителей, как ему тут нравится, ответил: "Всё хорошо, вот только дома кривые..." Человечество никогда не привыкнет с расплывчатым аморфным формам. Признак природы - произвольные извилистые линии, признак цивилизации - прямые линии и чёткие формы. В книжке Гаррисона "Стальная Крыса поёт блюз" учёные, найдя некий бесформенный предмет, не смогли определить его происхождение и назначение. Это оказался прибор, потерянный людьми будущего. Как я читал в одном фельетоне, в дизайнерской гостинице невозможно сесть на стул, потому что стул сконструирован Филиппом Старком и сидеть на нём нельзя человеку, а можно марсианину. Если человечество не отказалось от своих привычек за тысячу лет - то не откажется и за другую тысячу. А не откажется за другую тысячу - не откажется и да десять тысяч, и за миллион. Через миллион лет у человечества будут, к примеру, источники света, которые мы сейчас не способны вообразить, но они будут светить из-под такого же абажура в цветочек, из-под какого светила и керосинка при царе, и наши нынешние электролампочки. Когда мне для моей комнаты хотели купить светильники в современном техногенном стиле, из холодного белого металла и с резким фиолетовым светом - я отказался наотрез! Я не могу существовать в одной комнате с такими предметами. И никто не сможет. Потому что привычки человека формировались тысячелетиями. На уровне генетической памяти. Кстати, те же фантасты пишут о том, что в будущем распространена мода на одежду 19 или 18 века, всякие парики с камзолами и кринолины. Или, например, офицеры будущего носят всё те же помпезные мундиры с аксельбантами, только что из синтетики, так что в них не жарко. В домах стилизованные камины с решётками из ретросплава под медь, детвора по праздникам резвится на карнавалах в костюмах пиратов и рыцарей. Только что попугаи электронные и марионетками в кукольном театре управляет антигравитатор с программой на весь спектакль.
          Вот кстати джип лесничего одной тихой планетки в отдалённом будущем.
          А кроме того, коллекционеры не позволят так просто уйти в прошлое техническим шедеврам. Сейчас они сохраняют и восстанавливают множество автомобилей и выезжают на них в город. Я сам иногда, особенно по праздникам, вижу на улицах целые колонны раритетов. Один мой знакомый, известный автомобильный историк, писал в статье о знаменитом Форде модели Т, что во времена его выпуска один экономист подсчитал, что когда последний экземпляр этой модели будет сдан на слом, то суммарный пробег всех выпущенных машин достигнет столько-то миллионов километров. Так вот он ошибся в одном - последний экземпляр модели Т не будет сдан на слом никогда!

          • Денис Леонтьев, разве интернет не недоступная фантастика даже в 63 году? Мы не знаем где и чём будет прорыв.

            Я считаю, что надо сокращать, укорачивать плечи переездов, на машрут личного авто чтоб надо было получать лицензию из департамента передвижений населения.

            При такой мощи интернета зачем так далеко и часто переться на авто? Уже сейчас много надомной работы за компом.

            Почему едут в(?)одиночку-вдвоём на карах для 4-5-6-ти и даже 7-ми персон? В 90-95 % от всех поездок от конвейера до свалки?

            Спасибо за взгляд в будуЮщее.

            Оценка статьи: 5

            • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 6 июня 2013 в 03:58 отредактирован 6 июня 2013 в 13:57 Сообщить модератору

              читать дальше →

              • Денис Леонтьев, спасибо, я получил более полное представление о Вашем мировоззрении и настрое в духе суперменов. "Коммуна, по-моему, это когда исчезнут чиновники // и будет много стихов и песен."(ВВМ)

                или "Одного боюсь - за вас и сам, - //чтоб не обмелели наши души, //чтоб мы не возвели в коммунистический сан //плоскость раёшников и ерунду частушек."(ВВМ)

                Ерунда обозначилась не только в виде частушек, но множеством других ракушек, налипших на бока замечательной идеи.

                Тема безразмерная, не для пикировки "здесь и сейчас".Поэтому можно "играть отбой".

                Оценка статьи: 5

                • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 6 июня 2013 в 12:42 отредактирован 6 июня 2013 в 13:57 Сообщить модератору

                  читать дальше →

            • Вообще, если честно, прогресс в его нынешнем виде меня откровенно не устраивает. Вспоминаю, как мне в детстве хотелось конструктор LEGO. Я надеялся, что настанут новые времена, когда этих конструкторов станет навалом и стоить они будут копейки. Закончились 80-е годы, начались 90-е, горбачёвская эпоха сменилась ельцинской, произошло много всякой фигни - с моей точки зрения совершенно бессмысленной, поскольку на жизнь нашей семьи и её положение в общества вся эта мутотень не оказала никакого влияния. Конструктор LEGO мне так и не купили, а потом о нём уже и думать было бессмысленно, поскольку я окончил школу и мне нужны были косуха, проклёпанный ремень и мотоцикл. Которые у меня тоже так и не появились. Наша семья конечно стала жить лучше, но круче других не стала, поскольку эти другие стали ещё круче, чем были в перестроечные времена. Вот если бы они стали, как мы в 80-е - тогда было бы хорошо, даже замечательно. Даже лазерные компакт-диски я освоил последним, уже у всех они были, а я ещё долго крутил кассеты с магнитной лентой.
              Я бы был очень не против, если бы у меня были технологии тридцать пятого века, а милиция осталась при технологиях двадцатого. Вот бы я оттопырился! В общем прогресс хорош смотря для кого. Для меня прогресс будет хорош, если позволит мне приобрести Кадиллак при том, что окружающие останутся на Жигулях.

            • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 6 июня 2013 в 03:16 отредактирован 6 июня 2013 в 13:58 Сообщить модератору

              Сергей Дмитриев, ну, на автомобиле можно ездить просто для удовольствия. Например, обгонять менее дорогие и соответственно менее быстроходные модели. Или обозначить свою принадлежность к определённой группе. читать дальше →


              Что же до Кадиллаков - я считаю, им пока рано исчезать. Я ещё не успел покататься. Пусть остаются, пока я живу на этом свете. Когда же меня не будет - мне уже будет всё равно. Но возможно у меня ещё будут дети, которые унаследуют мои пристрастия.

  • Классные тачки. Это настоящая шикарная классика!

    Оценка статьи: 5

    • Угу..телки тащатся

      вернее, тащились
      ныне они давно уже прелестные бабушки-божии одуванчики
      а иных уж нет..

      Оценка статьи: 5

      • Сергей В. Воробьев, не стоит судить столь категорично! Раз на раз не приходится. Позавчера я видел T-Bird - двухдверную машину длиной почти с "Чайку". За рулём сидела молодая девушка. Хотя чаще таких "крокодилов" покупают дядьки под 50, подсевшие на американский стиль ещё в советское время.
        А бабушки - божьи одуванчики содержат свои "Кадиллаки" так, что те выглядят лучше новых. Кстати, когда в детстве смотрел фильм "Кокон" - удивлялся, что старик, живущий в пансионе, ездит на роскошном "Кадиллаке", а его дочь - на каком-то невзрачном хэтчбеке.

      • Сергей В. Воробьев, насчёт бабушек-одуванчиков.
        Одна такая почтенная особа до сих пор водит свой Кадиллак выпуска начала 60-х. И за всю свою водительскую карьеру ни разу в ДТП не попала, даже штрафной квитанции не схлопотала ни одной.

  • Отличная статья, и что изумительно, главное фото соответствует статье.
    Большая редкость. Фото не раздражает своим несоответствием, а часто и диффамацией, запутывающей статью.

    Оценка статьи: 5

  • И в Америке не все хорошо.

    Оценка статьи: 5

  • Может не все так печально? Среди молодых тоже наверняка есть любители кадиллаков, ведь это по-настоящему красивые машины, что бывает редко.