Его картины делятся на две группы: «банкетные» и «суетливые» («vanitas»), то есть посвященные суетности жизни.
Натюрморты могли быть «беднее» и «богаче», проще и сложнее. Один из богатых и интересных — натюрморт с индюком.
Роскошно накрытый стол: серебряный кувшин и бокал с вином, драгоценный кубок из раковины «Наутилус», устрицы, маслины, два пирога — один сладкий, другой с дичью, фарфоровое блюдо с виноградом и яблоками, белая отглаженная скатерть поверх ковра…
Рядом с фруктами на тарелочке рассыпаны какие-то приправы, одну еще не совсем высыпали из кулечка. Интересно, что кулек сделан из газеты. И выглядит он так, как будто его только что свернула продавщица семечек на базаре.
Для нашего современника газета — бросовый материал, макулатура. Но газета в таком окружении — это символ высокого положения владельца стола: он получал газеты по подписке, что в те времена было роскошью. То есть, газета — атрибут богатой жизни.
То же относится и к специям. Из кулька, видимо, высыпался молотый перец, а белый порошок — может быть, сахарная пудра.
Скрупулезный художник донес до нас, что в те времена в газетах печатались какие-то рисунки. По манере исполнения можно сказать, что это не просто иллюстрация, это — карикатура.
В глубине картины — пирог с индюком. Очевидно, что индюк — чучело, которое ставилось на крышку закрытого пирога и означало, что под ним — пирог с мясом. Если сверху была утка — с утятиной, гусь — с гусятиной, индюк — с индюшатиной, если сверху был павлин или лебедь — и внутри было мясо павлина или лебедя.
На обечайке пирога виден рисунок — уже в те времена повара (вероятно, кондитеры в то время еще не выделялись из общей массы поваров) пользовались формами с выдавленными орнаментами.
Рядом — открытый пирог. Нельзя точно утверждать, что у него внутри, но предположения можно сделать. Первое — внутри лежит ломтик лимона, он занимает центральное место. Хотя это может быть и апельсин. Чуть поменьше — чернослив. Мелкие ягоды — возможно, изюм. Второе — основой этой смеси могли быть и рис, и пшено, и пшеница (цельная или дробленая, но скорее — дробленая, вроде ячневой крупы).
Для выпечки, вероятно, уже существовали разъемные формы: дно отдельно, обечайка разъемная отдельно.
Рядом с устрицами — нож. На лезвии читается монограмма художника и дата написания картины. Ручка ножа — резная из слоновой кости.
Естественно предположить, что если стол необычайно богато выглядит, это не значит, что и художник богат (хотя какая-то связь между действительностью и картиной существует). Например, мог ли художник мог владеть такой достаточно дорогой и редкостной вещью, как, например, кубок «Наутилус»? Такие кубки лучшие ювелиры изготавливали для подарков царствующим особам.
Так же обстояло дело и с чучелами птиц, и с изделиями из серебра — кувшины, блюда, ложки, ножи. Скорее всего, такие вещи он получал в гильдии художников (гильдия — это цех или, скорее, профсоюз, кооператив) на время работы над картиной.
Казалось бы, ну что может нам сообщить натюрморт о жизни? На первый взгляд, ничего конкретного: все отвлеченно, никакого отношения к действительности. Но если художник дотошен, точен в деталях, даже натюрморт может рассказать много интересного о его времени.
Интересная статья.
С удивлением узнал, что в Нидерландах XVII века на базарах торговали семечками, или запаковывали в кульки из обрывков газет перец/соль. Интересно были ли там в те времена газеты вообще? И если да, то каким тиражом - достаточным ли, чтобы в обрывки газет товары запаковывать?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, то, что были какие-то листовки (может быть, не газеты в сегодяшнем понимании) - несомненно. Такие листовки были зарисованы художниками - на стенах домов, внутри кабаков и прочая.
0 Ответить
Какая, однако, пустая статья вышла у Вас.Конечно, попытка семантического анализа есть, ноо..не вижу в этом тексте никакой пользы - одно описание того, что мы и так видим, спасибо Питеру Класу.
0 Ответить
Маргарита Морозова, сидели, выпивали. Вдруг кто-то сказал: "А семантика в прозе Пришвина неоднозначна..." Вот тут и началось!
2 Ответить
Жду развития темы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Чермных, что-нибудь сотворю.
0 Ответить
Питер Клас - голландский (нидерландский) художник. Об этом и в Википедии сказано, и то, что в Антверпене жил, да и фамилия голландская. Перевод с английского голландцев (dutch) как датчан - характерная ошибка. По-английски датчане - danes.
0 Ответить
Марк Блау, спасибо, поправили.
0 Ответить
И тени цветные, и воздух цветной... Напишите статью про "деградацию" натюрморта. И приведите в качестве примера любой натюрморт. Лишь бы не было грязи в тенях... С удовольствием выскажу свое мнение.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, "Деградация натюрморта" требует от меня и времени, и сил. Не обещаю, что это быстро появится. Хотя "руки тянутся к перу".
0 Ответить
Борис Рохленко, прямо сегодня начну рисовать деградированные натюрморты для вашей статьи. Что-то типа иллюстраций. Если вы не против, конечно.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, жду с нетерпением!
0 Ответить
Ая-яй, Борис Рохленко!.. Работа Г. Лосева "Натюрморт" - в противовес?.. Некорректно, г-н Рохленко.
И еще: Питер Клас - рисовальщик экстра класса. Живопись (в нашем понимании) - ..."нормальный".
0 Ответить
Вячеслав Старостин, спасибо за комплимент в предыдущей статье.
Что касается Г.Лосева: у меня все время крутится мысль написать статью "Деградация натюрморта". Лосев попал случайно, но противопоставление напрашивается само собой. Ничего не попишешь: меняются времена, взгляды на искусство вообще и живопись в частности.
А вместо Г.Лосева вполне мог быть кто-нибудь другой, такого рода натюрмортов - море.
0 Ответить