Все обучение в начальной школе построено на игре. Играть любят даже взрослые, что уж про детей говорить. Дети в первом классе и дети в четвертом, конечно же, отличаются. Но они все любят играть. Многие могут возразить: мой ребенок делает то, что я ему скажу.
Но задумайтесь, а так ли вам хочется делать то, что вам «говорят», на работе, в семье, в окружении друзей? Всегда хочется ответить, что вы и сами знаете, что делать. Дети тоже имеют право решать, что им делать. Особенно когда они не спрашивают вас об этом. Но очень часто то, что хотят дети, и то, что действительно нужно, очень отличается. Поэтому вам нужно обставить все так, как будто это они придумали сами, или перевести все на игру.
Родители — авторитет для детей
Мы, взрослые, забываем, как сами были детьми, как нам хотелось играть с друзьями, а не сидеть и читать. Родители, конечно, могут, задействовав весь свой авторитет, заставить, но это принесет мало пользы. Скоро ваши дети повзрослеют, и ваш авторитет уже не поможет.
Смена авторитетов происходит постоянно. До семи лет мама непререкаемый авторитет. С первого по четвертый класс авторитет переходит к учителю. Далее к друзьям, потом к взрослым товарищам. Вот тут, возможно, авторитет снова вернется к вам, но только если ваш повзрослевший ребенок вам доверяет. Хотите вы или нет. Только прошу не путать авторитет истинный и страх в любом его проявлении.
Итак, в начальной школе авторитет переходит к учителю. Что же тогда делать родителям? Все просто! Становитесь своему ребенку другом! Почему другом, а не учителем? Да потому, что учитель у него уже есть, и он его учит, а не играет с ним. (Хотя в начальных классах учителя с детьми часто именно играют.) Вы должны с ним играть. Да, современные родители очень заняты, чтобы играть. Так и детки уже подросли, чтобы играть, как раньше. Понаблюдайте, во что играют младшие школьники. Вы увидите — они копируют взрослую жизнь. Поэтому и вы играйте с ними «по-взрослому».
Возможно, вам придется начать вести себя иначе, чем раньше, но поверьте, оно того стоит. Тут вариантов масса. Все зависит от вас и вашей семьи. Если есть другие дети или бабушки, дедушки, то иногда их тоже полезно включать в процесс.
Несколько примеров
Ситуация первая. Вы пришли с работы, а вам еще ужин готовить. Заранее попросите своего ребенка сделать импровизированный телевизор или радиостудию, но зачем — ему не говорите. Далее объявите, что сегодня он ведущий программы «В гостях у сказки» (если читать надо сказку) или «В гостях у …» (имя того писателя, которого они сейчас проходят). Можно представить, что вашего ребенка пригласили на радио, почитать аудиосказки. Проходить это может и на кухне, телевизор на кухне смотрят многие.
Ситуация вторая. Вы пришли с работы. Очень устали. Попросите вашего ребенка почитать вам что-нибудь от усталости (конечно, это домашняя работа). Вы садитесь в кресло, а может, ложитесь на диван, закрываете глаза и ваш ребенок, как доктор, читает вам «волшебное произведение». После прочтения случается чудо: вы «выздоравливаете».
Ситуация третья. Вечер. Уже поздно, но почитать нужно. Скажите ребенку, что вы ему в детстве читали на ночь, теперь его очередь почитать вам. Можно почитать младшим детям, если они есть, даже если они еще грудные. Можно притвориться, что вы уснули.
Ситуация четвертая. Ваш ребенок играет в школу. Урок чтения. «Ученики» сидят, слушают, потом ребенок кого-то просит пересказать и пересказывает с «учеником» в руках.
Для детей постарше
Для детей постарше достаточно того, что вы их просите почитать вам на кухне, потому что вы устали и хотите просто послушать неспешное чтение. Искренность в просьбе всегда найдет отклик у ваших детей. Будьте действительно заинтересованы в том, что предлагаете своим детям. Неискренность они очень чувствуют. Даже если вы устали и после его чтения уснули, будет куда лучше, чем кричать: «Отойди, не видишь, мама после работы устала!» Если вы целый день дома, то оставьте все дела, сядьте рядом и станьте заинтересованным слушателем.
Любите своих детей! Не переносите свою усталость на них. Удачи вам в этом нелегком занятии — быть родителем.
Не скажу, что мои дети очень много читали в школе, так иногда какую-нибудь веселую, юморную литературу, до серьезных книг дело не доходило, да и заняты были другим. До чтения как правило доходят в более позднее время, когда начинается саморазвитие. Вот я уже этого дождалась, теперь не только я предлагаю ребенку что-то почитать, но и она мне...короче, надо почувствовать вкус к жизни и желание читать само придет
0 Ответить
Читала интересную идею, чтоб заставить ребенка читать нужно его чем мотивировать.
Так вот хороший способ мотивации это вкуснятина на каждой странице или в конце абзаца.
0 Ответить
Маша Егорова, так и диатез можно заработать)
0 Ответить
Все конечно, правильно написано и нужно так делать, но... Нас две сестры, родители всегда были читающие и нас привлекали к этому (разными увлекательными способами), но я - читаю и не только женские романы и журналы, а сестра нет. также и муж с братом: муж читает, а его брат - нет. В результате, я пришла к мнению, что , наверное, склонность и любовь к чтению заложена генетически.
0 Ответить
Одни дети любят читать, другие нет, но учить надо обязательно. Мой младший сын не любил читать, я научила его с помощью примера. Брала сказку или стихотворение и читала ему сама выразительно, красиво. Просила повторить. У него получалось плохо. Тогда я читала ещё раз, до тех пор пока сын не начинал узнавать слова. Ему эта игра понравилась. И так мы читали с ним почти полгода: сначала я, потом он, пока ребёнок не научился читать самостоятельно. В конце 1 класса он читал 150 слов. Этот же метод опробован на внуке этим летом. Внук читает почти свободно, а было 50 слов в минуту. С ребёнком надо читать играя, в этом я полностью согласна с автором. Оценка 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья отличная. Предложены вполне "работающие" приемы. Особенно если учесть нашу постоянную - действительно! - усталость.
Свои детки вроде читают, но далеко не всегда то, что мне хотелось бы. Учат меня терпению в этом смысле. Сама в детстве читала очень много, но сейчас вижу, что у детей доступ к литературе (даже изданной в те годы) намного больший, чем у меня в их возрасте. Они меня "слышат", соглашаются - пусть и не всегда - с предложенным. У всех свой путь, в плане чтения в том числе. Иногда даже завидно, сколько и что они могут прочитать.
1 Ответить
Если в доме нет книг 9бумажных), если родители сами не открывают книгу, дети не полюбят читать. Для малышей чтение - работа и трудная... Даны хорошие приёмы игры, позволяющие развивать навыки чтения, а это важно на начальном этапе.В моём детстве (без телевизора и интернета) была традиция семейного чтения, когда какая-либо книга, подобранная мамой, читалась вслух для всех и всеми по очереди, кто-то читал большой отрывок, кто-то крохотный, но посильное участие вносил каждый. Мы с младшей сестрой очень любили эти посиделки и всегда ждали их с нетерпением.А приём с телевизором мне понравился. Спасибо за статью
1 Ответить
Я очень любила, когда мне читали вслух. Но взрослые постоянно заняты и устали, поэтому мне эта радость перепадала гораздо реже, чем хотелось.
На самостоятельное чтение меня сподвиг детский стишок "Читалочка": не надо ждать, не надо звать, а можно сесть и прочитать
Недавно у меня сбылась детская мечта - иметь столько книг, сколько хочу. Благодаря электронной книге. Теперь путь до скучной работы каждый раз праздник.
2 Ответить
Юлия Георгиева, интересно, а в каком возрасте Вы начали читать?
Электронная книга, хорошая вещь, сам пользуюсь постоянно. Но иногда хочется почитать, держа в руках обычную - бумажную книгу, почувствовать её вес, размер, запах; осязать картон обложки, бумажные листы.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Вячеслав Озеров, читать я научилась в первом классе. а полюбила, скорее всего, во втором. Читалочку я рассказывала как раз на выпускном первого класса
1 Ответить
Юлия Георгиева, и я в первом классе. Но хочу отметить, что мне повезло - у нас в доме было много рассказчиков сказок, всяких страшилок (ух, как жутко, когда нет света, а в печи трещат дрова) или пересказчиков прочитанного. Рассказчиками бывали и взрослые, и дети – школьники.
Оценка статьи: 3
1 Ответить
В школе, даже начальной, учить детей любить ЧТЕНИЕ поздно.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Вячеслав Озеров, очень интересно. Всегда считал, что любовь к чтению приходит с научением чтению не по сло-гам.
0 Ответить
Анатолий Мервино, Вы говорите о чем: о научение складывания (соединения, слияния...) знаков, обозначающих буквы и/или звуки в слова, а слова в предложения, или о получение (приобретение) информации (знаний) с помощью такого инструмента, как книга, хранящая и передающая письменную речь?
Если Вы говорите о первом, то Вы правы. Но в статье говорится о втором, т.е. о нежелание детей получать информацию (знания) с помощью книги.
В книге, в зависимости от обстоятельств и потребностей чтеца, письменная речь может быть в виде букв, иероглифов, клинописи, рельефно - точечного шрифта для слепых или других знаков. Нужному способу чтения книг, написанных тем или иным шрифтом, обучают в школе...
А вот к желанию,использовать КНИГУ для чтения, приучают ребенка с раннего детства в семье путем рассказов сказок и чтения детских книжек ребенку. Например: на ночь, в дороге, на отдыхе, в кругу друзей …
Всякая замена в дошкольном возрасте такого ЧТЕНИЯ на телевизор, монитор ПК, ноу и нетбук, планшет и даже на аудиокнигу, приводит к нежеланию детей читать в школьном возрасте – ведь легче «проглотить разжеванное», чем трудиться, работая челюстями. А тут КНИГА, с которой надо мозги напрягать, воображение включать…
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Лучший способ отбить охоту к чтению на всю жизнь - это заставлять читать полезные книги (
Мне кажется, лучше найти книги, которые будут интересны ребенку. Всячески поддерживаю Евгения Вострикова. Кстати, Лондона и Верна никогда не читала - не нравились мне они.. А Стругацких не понимали мои родители. Мои подруги менялись книгами про Анжелику (тоже не осилила).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Если ребенок не хочет читать - будет счастливее тех, кто этой пагубе с младых ногтей подвержен.
Приучайте лучше его читать полезные книги. Книги научающие думать и вырабатывать собственные мысли, а не перенимать чужие, пускай и в кружевах. Это много полезнее.
0 Ответить
Игорь Ткачев, добрый день. Маленького ребенка должен кто-то слушать. И когда он читает, и когда он свои мысли о прочитанном высказывает. Многие родители с детьми просто не разговаривают, им " некогда", поэтому дети даже домашние задания по чтению не делают, что уж говорить о дополнительном чтении. Я знаю, что сейчас многие дети в начальной школе уходят в школу к 8 часам, а домой приходят в 18 ч. И если не придумывать развлекалочки, то чтение становить для них мукой и карой. Спасибо за обсуждение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна Селиванова, да, это так.
Нынешние поколения заинтересовать чтением тяжело. Они ведь все в нете. А родителей убедить уделять больше внимания своим детям.
Гораздо легче, когда ты живешь в такое время, когда все твои сверстники читают Лондона и Верна (или русс народ сказки-).
Для того еще, чтобы полюбить ребенку чтение, нужна некоторая интроверсия характера. Те, кто спокойнее, не любит шумных игр в компаниях своих сверствников, сами тянутся за книгой.
А что делать родителям? Капляей за каплей приучать ребенка к мысли, что чтение это что-то замечательное, важное и нужное. И интересное. Узнать кто авторитет у ребенка, и позволить ему это сделать. Рано или поздно отложится.
0 Ответить
Полагаю, что во главе всего стоит интерес который очень легко отбить. Нынче не то, что в нашем детстве - кружкИ по интересам и уличные, дворовые развлечения или не очень частые мультики. Книги в нашем детстве занимали огромную нишу. Теперь от этой огромной ниши осталась жалкая обувная коробка. Да и индустрия книгопечатания для детей была тогда ого-го и она учитывала многие психолого-педагогические аспекты. Да и книжки имели копеечную цену.
Чтобы в в наше, сверхинформативное время виртуальных соблазнов привить ребёнку желание читать необходимо, чтобы ему это было интересно. Заумные книжки с медленно развивающимся сюжетом и интригой где-то в середине не подойдут однозначно. Это скучно. Интрига должна быть сразу, с первых страниц, как в детективах Чейза. Хотя теперь это и не легко, но нужно подобрать такие детские книжки. Мой увлекательнейший мир самостоятельного чтения начался лет в 8 с книжек "Черный свет" Виталия Меленьтьева, "Продавец приключений" Георгия Садовникова, "Остров неопытных физиков" Кирилла Домбровского. В 10 лет мой дед подарил мне тостенную научную книгу-дайджест "Познание продолжается" с дарственной надписью в которой были и ОТО и СТО и лингвистика и много чего ещё. Это был во многом непонятный, но жутко интересный мир. Лет в 15, не без труда конечно, проглотил Абэ Кобо - Женщина в песках и Мельмота скитальца. И понеслось.
Способ, предложенный автором несомненно имеет место быть, но хочется спросить: И долго так отбрасывать коленца с "Я устала, почитай мне"?
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Евгений Востриков, добрый день. Нет не долго. Мои советы для родителей, у которых дети только начинают читать. После того, как чтение перевалит через слоговое появится интерес. Я много лет проработала учителем младших классов и по опыту знаю, что на уровне слогового чтения удержать интерес у современного ребенка очень сложно. Все, что вы узнавали из книг, сейчас дети узнают из телевидения или интернета. В интернете читать не обязательно. Вот поэтому наша задача оторвать наших деток от "легкой добычи знаний" и прививать потребность к чтению, потому что любовь появится гораздо позже. В этом возрасте это можно сделать через любовь к родителям, потому что если не уделять время сейчас( в нач. школе), далее они привлекают внимание родителе плохим поведением. В общем это, конечно, вопрос спорный, да и вариантов так много, что в рамках одной статьи всего не опишешь. Мне хотелось, чтобы родители перестали говорить, что у них мало времени на детей, что они много работают. Хотелось показать, что время можно использовать продуктивнее, чем обычно. Спасибо за обсуждение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить