По любимой манере вести себя во время беседы логично разделить собеседников на несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволит нам учитывать внешние реакции на происходящее людей, с которыми общаемся, и корректировать направление беседы, чтобы она получилась конструктивной и имела позитивный результат.
Вздорный человек часто выходит за тематические рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По возможности спорные моменты стоит обсудить с ним предельно хладнокровно до начала общего обсуждения. За столом поместить его в «мертвый» угол. Опровергать и отклонять его утверждения лучше предоставлять другим. В экстремальный, напряженный момент настоять на том, чтобы разговор был приостановлен, и продолжить его чуть позднее, когда накал спадет. Обязательно беседовать с ним в паузах, чтобы узнать причины его негативной позиции, постараться привлечь его на свою сторону. Обязательно подчеркнуть, какие именно его предложения учтены при принятии решения.
Почемучка, кажется, только для того и создан, чтобы задавать вопросы, имеют они реальную основу или надуманы. Как справиться с таким оппонентом? Все его вопросы по теме лучше задавать всем собеседникам, а если он с вами один — переадресовывать ему самому. На вопросы информационного характера отвечать сразу, а если нет возможности дать нужный ответ, без промедления признать его правоту.
«Важная птица» не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Человеку с таким самомнением нельзя позволять разыгрывать роль гостя, нужно незаметно помочь ему занять равноправное положение со всеми участниками беседы. Не допускать вообще никакой критики в адрес присутствующих и отсутствующих.
Трусишка охотнее промолчит, чем скажет что-то такое, что может выглядеть глупо, он крайне неуверен в публичных выступлениях. С ним нужно обращаться крайне деликатно: задавать несложные информационные вопросы, помогать формулировать мысли, от имени всех собеседников просить выразить свое мнение или пояснить замечание, решительно пресекать попытки насмешек в его адрес, благодарить за вклад в беседу.
Болтун часто бестактно и без видимой причины прерывает ход разговора, не обращая внимания на бесполезно растрачиваемое время. Посадить его лучше поближе к авторитетной личности, а в момент отклонения от темы тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения.
Хладнокровный, неприступный собеседник замкнут, чувствует себя вне времени и пространства, вне темы и ситуации беседы, якобы недостойной его внимания и усилий. Целесообразно сообщить ему, что все заметили его несогласие со сказанным, и что всем интересны причины его полярного мнения. В приватной обстановке постараться выяснить причины его отстраненности.
Незаинтересованный собеседник просто спит во время разговора. Тема ему неинтересна, он рассеян и заторможен. Стоит пересмотреть сценарий общения, выяснить, что интересует именно его, задавать открытые вопросы информативного характера.
Позитивный человек — самый приятный тип собеседника, добродушный и терпеливый. С таким всегда приятно общаться, решать любые вопросы, подводить итоги. Старайтесь держаться рядом с таким человеком, вместе выясняйте самые проблемные моменты, в спорных и трудных случаях заручитесь его поддержкой.
Всезнайка уверен, что все знает наилучшим образом. Он всегда требует слова, обо всем высказывает свое мнение. Посадить такого лучше рядом с позитивным товарищем или с собой. Периодически напоминать, что остальные тоже хотят высказаться. Давать формулировать только промежуточные заключения, в рискованных случаях настоять на рассмотрении нескольких мнений. Иногда задавать сложные специфические вопросы, на которые можете ответить только вы.
Умение учитывать тип собеседника заметно снизит взрывоопасность при решении спорных вопросов и позволит получить от общения максимум удовольствия. В каком исходе беседы вы заинтересованы? Возьмите ответственность за результат разговора на себя. И вы станете хозяином ситуации!
Частенько встречаются комбинированные типы, в зависимости от компании, темы беседы и атмосферы, царящей в отдельно взятом обществе. Хочется дополнить, что сии манеры общения порой связаны с психологическими аспектами. Одному не хватает внимания и он жаждет хоть где-то построить из себя важную птицу и большого умника, другой вообще подозревает всех и вся в неуважении и нападках на свою драгоценную персону и сразу начинает отбивается, еще до того, как его кто-нибудь обидел. Третий торопится, где недослышит, там додумает) Я тоже бывают разной. Иногда и хотелось бы встрять, но осознаешь - молча больше сойдешь за умную))))
0 Ответить
Мои тараканы большие рыжие с усами....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная классификация собеседников. А как быть со шпионами? Их точно вряд ли можно отнести к определенной классу. Так как здесь дело имеем с маской. В жизни порой люди искусно надевают маски. Искусство отличить правду от лжи- фальшивого собеседника от "настоящего".=)
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Инна Мажор,
Хорошая статья. Обязательно нужно осознавать или видеть, в какой фазе сейчас твой собседник.
И, конечно, хорошо бы понимать, в какой фазе ты сам в данное время. Прям статейку данную перед глазами- и как в зеркало.
Я бываю в разных фазах.
С возрастом, опытом приходит способность переключать рычаги.
Это как игра в детстве...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5
Отличная статья!!!
Я, например, очень люблю и общение, и наблюдать за людьми в процессе оного, и бывает, что с интересом иной раз видишь, как тебе хотят "втереть" что-нибудь, лапшички на ушки навешать...
И конечно, люблю те моменты, когда можешь подвести, наконец, "смекалистого" собеседника к осознию, что его уже давно «вычислили» и в свою очередь хладнокровно наблюдают, рассматривая, как подопытного кролика, и что его старания ему никак ничем не воздадутся!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья замечательная! 5!
Теоретически я это знаю, но практически... Вступаю в беседу, поддаюсь эмоциям...и...
0 Ответить
Вобще, такая, полезная статья, прочитал и понял что прочитал не зря, конечно типов слишком много, но зато теперь есть общее представление, и это гуд.
0 Ответить
да, иногда бы пригодилось умение читать мысли человека, тогда не нужно было бы гадать какие у него там тараканы...
0 Ответить
Психотп - это вариант, а тараканы - скорее "пунктики", именуемые комплексами в просторечии.
0 Ответить
позитивные собеседники и правда самые приятные - всегда можно и компромисс найти, и настроение не испортить. Люблю позитивных людей, что уж тут поделаешь... А по натуре сама мыслю сначала катастрофами, только потом себя переключаю и получается намного лучше.
Замечательная классификация! Особенно советы как самых ужасных из этих экземпляров обезвредить
Пять вам!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну вот, а я то собирался прочитать статью о разновидностьях тараканов. Шутка . Хорошо разобран каждый тип. Но себя среди них не узнаю. Может быть я пришелец с Лямбды Скорпиона?
0 Ответить
Опишите себя поподробнее, о, племя младое, незнакомое! Добавим! Нам пришельцы с Лямбды Скорпиона - край, как нужны!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дело в том, что в общении ничего не заменит опыта и какого-то внутреннего чутья. В институтские годы нам много говорили о способах общения с аудиторией и особенностями возрастных отличий - это все теория. Когда остаешь один на один с 80 студентами, которые готовы тебя разорвать, теория это чушь!
0 Ответить
Теория отнюдь не исключает практики. В любой сфере. Наоборот - только на практике приобретается опыт. Разве я это отрицала? Но можно лезть на рожон и не подкованным теоретически - воля Ваша, и выбор только за Вами. Лично я предпочитаю заранее быть "в теме". Чтобы меньше было сюрпризов, чтобы спокойно реагировать на хамство, не заводясь и не распаляясь.
И искусство властвовать собой, чтобы не провоцировать 80 человек на членовредительство ( это надо умудриться, вообще-то...) тоже имеет определенную теоретическую базу, чей-то уже переваренный опыт, так сказать. Ведь тем-то, говорят, умный человек и отличается, что учитывает в своей практике чужие ошибки и не теряет время и энергию на изобретение очередных велосипедов.
А теория это чушь - сильно сказано! Главное, авторитетно! Особенно для преподавателя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а что касается преподавательской работы - я не первый год в этой системе и когда я еще был ассистентом мне доверяли читать лекции и проводить занятия для самых разных аудиторий - и я еще раз Вам "авторитетно" заявлю - когда впервые в жизни оказываешься один на один с большим количеством людей, даже имея педагогическое образование и имея отличные отметки в дипломе, очень трудно применять теорию! Практика, практика и еще раз практика! Еще один вопрос касается того факта, что за годы обучения ни один мой преподаватель не дал совета как бороться с хамством на занятиях. Ни один! Изучали что угодно, кроме этого! Я думаю потому, что не существует универсального рецепта от этого явления! и здесь каждый сам за себя!
0 Ответить
Долой теорию, потому что трудно! Да что ж Вы так растерялись, милый преподаватеть? Дивные методики борьбы с хамством дает Вадим Зеланд ("Вперёд, в прошлое!" Книга, например, третья.) Без паники. У Вас всё получится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не долой теорию, а ДОЛОЙ ГОЛУЮ ТЕОРИЮ! Можно научить человека ездить на автомобиле по книжкам? Можно научить человека чувствовать по книжкам - никогда!
0 Ответить
У меня где-то написано, что практика не нужна?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так и есть! Теория чушь без практики! Особенно в разного рода психологических и педагогических дисциплинах! Я хотел сказать, что человек мудрый и опытный лучше разбирается в людях, лучше их чувствует, чем напичканный терминами психолог, который кроме книг ничего не видел!
0 Ответить
И чего вы сегодня всех по полочкам раскладываете?
В КАЖДОМ человеке представлены ВСЕ ваши типы ,только использует их человек часто по-глупому, бессознательно. И в каждом типе поведения есть слабые и сильные стороны. Понаблюдайте хотя бы а собой,беспристрастно и убедитесь в этом. Способны на это?.
0 Ответить
Вы абсолютно правы, В КАЖДОМ человеке бывают представлены ВСЕ типы. И любой человек в любой момент времени может повести себя совершенно неожиданно не только для окружающих, но и для себя самого. А чтобы не реагировать на разные закидоны по-глупому, бессознательно, лучше заранее прикинуть и иметь в виду, какие странности каким образом лучше мирно нейтрализовать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, есть с такими тараканами собеседники, что упаси боже еще раз побеседовать. Но что, если твой непосредственный босс - квинтэссенция всех приведенных выше характеристик, кроме - увы - позитивного человека? Менять босса надо, менять...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Инна, объясните,пожалуйста, про "мертвый угол"
0 Ответить
Обязательно, в другой статье. Коротко - вне зоны всеобщего внимания, неудобное место, где нужно приложить сверх-усилия, чтобы к человеку все дружно повернулись.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Что-то подобное предполагала, исходя из определения "мертвый", но, конечно, лучше знать точный ответ
0 Ответить
Полезная классификация. Хотя часто встречаются промежуточные варианты. За статью 5.
0 Ответить