Поскольку это исключительный случай, а вам необходимо зарабатывать на жизнь (и чем больше — тем лучше), то всегда надо быть готовым к тому, что ваша точка зрения будет подвергаться сомнению. Эти сомнения могут быть высказаны как в части выбора ткани для костюма или платья, так и в части определения финансовой политики вашей фирмы на ближайшие 20 лет.
Итак, вам выдали порцию критики и вы должны «здраво» на это ответить. И тут, на мой взгляд, выявляются несколько аспектов:
А) выбор реакции на критику,
Б) оценка справедливости критики,
В) определение последствий критики,
Г) определение дальнейшей линии поведения по отношению к критикующему,
Д) оценка последствий реакции на критику.
А) Выбор реакции на критику
Иногда кажется, что человек не может сделать выбор: его так сильно задело критическое замечание, что он взрывается моментально. Да, в этом что-то есть, но… Сдержанность в любом случае лучше взрыва. Человек, который это знает, может натренировать в себе способность не отвечать немедленно (способов много, есть масса литературы по этим делам).
Б) Оценка справедливости критики
Это сложнее. Часто критикующий обладает большим объемом знаний и большей информацией, чем критикуемый. Именно поэтому спокойное восприятие замечаний — залог самосовершенствования. Многие (и даже очень) считают, что их высказывание — это истина в последней инстанции. Если вы из этого множества — остыньте, попробуйте сделать подход с точки зрения критикующего — и может быть, вы с ним согласитесь и даже (!) скажете ему спасибо.
В) Определение последствий критики
Эта часть анализа наиболее существенна для вас. Если замечания в ваш адрес направлены на устранение ваших просчетов, недоработок — вам хотят помочь.
Если на вас льют потоки грязи, не стесняясь в выражениях — вас хотят утопить, и из этого вы должны выработать
Г) Отношение к критикующему
Не пытайтесь отыграться немедленно, приложите к делу свои умственные способности, найдите способ так ответить вашему недоброжелателю, чтобы это было красиво и адекватно (еще лучше — более чем адекватно!).
Д) Оценка последствий реакции на критику
Вариант а) — вы отвечаете немедленно, резко, с криком
Вариант б) — вы даете своему критику достойный ответ: спокойно, вежливо, не оценивая его умственные способности, не упоминая его родственников ближних и дальних, принимая положительное и вежливо, но твердо отвергая наветы. Вы — приятный сотрудник, с которым можно контактировать, вы всегда готовы выслушать и дать достойный собеседника ответ в нужное время и в нужном месте.
Вариант в) — вы вежливы, вы находчивы в ответах на критику, но это никого не впечатляет. Ищите другую работу, вас здесь не ценят и никогда ценить не будут!
И независимо ни от чего: стремитесь к профессиональному мастерству, именно это позволяет не взрываться и сохранять спокойствие в любой ситуации!
P.P.S. Написанное выше, естественно, относится к работе по найму и не претендует на отражение всех ситуаций, но если вы попытаетесь перенести это из сферы служебных отношений на все остальное…
Я буду польщен, если все это поможет выработке той линии жизни, которая сделает вас успешными людьми!
Желаю успехов!
Интересные рассуждения, Борис, и - как мне кажется - достаточно верные. На критику многие реагируют болезненно, и в то же время без неё нельзя. Потому что иногда бывают случаи, когда без критики невозможно обойтись.
Правда, иногда критикуют необоснованно. Вот это уже сложно хоть как-то воспринять...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я ставлю пять (потому что статья была написана на мой взгляд очень верно - и самое ценное - ваши собственные мысли), но порцию критики для Вас, Борис, все же сохраняю!
Но если вы всегда будете получать комплименты – это значит, что вы на самом верху и стремиться уже некуда. Это довольно спорный момент. Предела совершенству просто не существует! В такой момент(человек не получает критики), я бы посоветовала подумать - какое у этого человека отношение к людям и жизни - не критикуют только того, кого очень боятся. (пример Сталин), но это не значит, что стремиться уже не куда!
И еще, вроде у вас с алфавитом все в порядке, однако в пункте Д) Оценка последствий реакции на критику вариант а,б, г. Вы один пропустили (в)? или просто опечатка?
В любом случае, у вас отличные задатки! Успехов! Особо в восприятии критики. Ведь на ШЖ, ее предостаточно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория, большое спасибо за теплые слова в мой адрес. Что касается вопроса о получении только комплиментов - если это происходит - человек достиг своего уровня компетентности. Это не так просто понять, но человек вполне компетентный - это идеальное состояние.
Что касается букв в обозначении абзацев - я надеюсь, что многоуважаемая Марианна Власова уже исправила это досадное упущение. И за это ей - слава и хвала!
Еще раз спасибо!
0 Ответить
А это уже не абзацы, перечисление в одном из них. Поправила.
0 Ответить
Спасибо!
0 Ответить
Все правильно, все сходится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гладко на бумаге...А так - и сам могу до инфаркта довести, да и меня могут...И все это - очень быстро.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Гладко на бумаге...А так - и сам могу до инфаркта довести, да и меня могут...И все это - очень быстро.
Сергей, я долго не отвечал толком на вашу реплику, никак не мог сообразить, почему у вас такая реакция на написанное.
Сама по себе схема, изложенная в статье, по-видимому, возражений не вызывает. Естественно, что это только схема, однако большинство людей не задумывается над вариантами своего поведения, действует импульсивно, зачастую во вред и себе, и окружающим.
Если задаться целью "быть самим собой" любой ценой и в любых обстоятельствах - то так оно, несомненно, и произойдет.
Если человек хочет построить нормальные (имеется в виду - неагрессивные) отношения с окружающими - он должен предусмотреть последствия своих реакций на происходящее вокруг.
Кто-то говорит о лицемерии, кому-то хочется резать в глаза "дурную правду" - это частное дело каждого, я этого не касаюсь.
Я знаю, сколько вреда принесло мне желание врезать немедленно и на полную катушку, причем иногда эта "врезка" была совершенно ненужной и несправедливой - отсюда и мои мысли о том, как следует относиться к критике в свой адрес.
Что касается доведения до инфаркта - по-моему, сам переносишь больше, чем тот, кому адресован взрыв.
0 Ответить
Ну, если так, то конечно!
0 Ответить
По роду работы сама критиковать должна всех и все - редактор все же, сначала газетный, теперь книжный. Вот бы мои авторы почитали вашу статью - какое бы между нами возникло взаимопонимание!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вот бы мои авторы почитали вашу статью - какое бы между нами возникло взаимопонимание!
Спасибо за отзыв! А еще можно порекомендовать "Любите ли вы редактора?" (Статья в блоге).
0 Ответить
Хорошая статья. Критиковать в ней нечего. 5.
0 Ответить
Большое спасибо за оценку! Может быть, это вышло несколько суховато, но от пройденного.
0 Ответить
Да, действительно, очень важно в какой форме и кто тебя критикует. От старшего и более знающего (в той области в которой критикует) человека всегда приятно выслушать совет. Но если человек менее осведомленный пытаеться чему-то научить?! Как тут не взорваться? (в меру конечно)
Еще я считаю что критика должна быть к месту. Пример из жизни. Я иногда работаю на сцене. И вот идет концерт, настроение на высоте. И тут подходит знакомый и говорит - Эта рубашка тебе не идет, она тебя полнит...И что??? Критика нужная и полезная, но зачем она мне нужна в данный момент? Потому что настроение упало и начинаешь думать только о том, о чем думать не надо...
0 Ответить
Но если человек менее осведомленный пытаеться чему-то научить?!
Это всегда неприятно - но это неистребимо! Последите за ходом обсуждения статей!
Существует правило: "Кто не умеет работать, тот учит. Кто не умеет учить - тот руководит". Оно действует, действовало и будет действовать.
(Здесь, кстати, уместно вспомнить слово "демагогия" - умение с умным видом повторять общие места. Может быть, это будет тема для статьи)
0 Ответить
Эта рубашка тебе не идет, она тебя полнит...И что???
Вот на этот случай и требуется выработать в себе привычку отшучиваться: - Хорошего человека должно быть много... или что-нибудь в этом духе.
Не отчаивайтесь, но надо тренироваться, проигрывать ситуации, сглаживающие отрицательные эмоции.
Будьте успешным!
0 Ответить
Еще я считаю что критика должна быть к месту.
Согласна с вами. К сожалению, многие люди не задумываются об уместности замечаний, а некоторые делают это даже умышленно.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
К сожалению в нашем обществе перепутались понятия - глупый\умный и мудрый\необразованный... У человека может быть 10 высших образований, но отмочит такое что диву даешься... А другой закончил 9 классов, но никогда не обидит человека словом, поможет дельным советом...
0 Ответить
А другой закончил 9 классов, но никогда не обидит человека словом, поможет дельным советом...
Так было всегда. Вероятно, так и будет.
Моя мама любила повторять: "Образование не есть культура". Добавлю от себя - и не такт.
0 Ответить
Критика, вещь в общем-то полезная, если уметь правильно на неё реагировать. Ну и конечно манера, в которой эта критика высказана, тоже имеет значение. Так что автор не плохо поработал над этой статьёй, но меня впечатлило на 4.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Так что автор не плохо поработал над этой статьёй, но меня впечатлило на 4.
Какая жалость! Я так рассчитывал на 5!
0 Ответить
По-моему, проблема невосприятия критики кроется в критикующем. Критиковать тоже надо уметь.
0 Ответить
Критиковать тоже надо уметь
Это - отдельная статья.
0 Ответить
Статья уже появилась на сайте.
0 Ответить
Здравая и мудрая статья, Борис! Мое почтение Вам, как автору.
Там, где у Вас подпункт Г, ошибка. Может надо А, Б, потом В. Успехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо за теплый отзыв! Не хвалите здорово - захвалите. Но все-таки это приятно! Спасибо за то, что указали на ошибку. Исправлю!
0 Ответить
Хорошие советы!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5 конечно же! Хорошие советы!
Критика - дело тонкое. Когда как пойдет, люди разные - и реакция разная! Прислушаться надо, особенно если компетентный коллега или человек, которого уважаешь...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лена, спасибо, я буду стараться!
0 Ответить
Приветствую призыв к наращиванию профессионального мастерства. Действительно, это и есть самый конструктивный ответ на любую критику. Поскольку именно в этом случае вы оказываетесь в безусловном выигрыше - возрастают и ваша компетентность, и ваша привлекательность для работодателя, "нарастает" и право не быть критикуемым, а критиковать самому.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Приветствую призыв к наращиванию профессионального мастерства
В статье я не показал, что наращивание профессионального мастерства желательно подтверждать свидетельствами посторонних лиц, организаций. Если вы имеете какие-то публикации, авторские свидетельства, внедренные рационализаторские предложения (если это еще в ходу) - это подтверждение вашей квалификации. Даже если вы публикуетесь в И-нете и получаете хорошие отклики - это тоже в зачет.
Наличие таких вещей очень сильно поднимает самооценку, а при переходе с работы на работу - они служат вам рекомендацией от независимых источников.
0 Ответить
Борис, поздравляю с первой статьей, мы этого ждали. Статья полезная, многим пригодится! 5 баллов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Увы, я несколько раз получал такие щелчки по носу за вполне профессиональные деловые советы, как сделать лучше, что предпочитаю, в большинстве случаев, вообще воздерживаться от критики, поскольку ответы были совершенно не адекватны, а, главное, начиналась долгая, изматывающая травля.
0 Ответить
Увы, я несколько раз получал такие щелчки по носу за вполне профессиональные деловые советы, как сделать лучше,
В статье "Как надо критиковать" (в блоге) как раз об этом говорится: не торопитесь говорить, удостоверьтесь, что ваше мнение действительно нужно.
0 Ответить