• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Курбатов Читатель

Гении и таланты. В чём разница?

Одним из величайших заблуждений является утверждение, что гениальность есть высшая степень таланта. Более того, гениальность является практически абсолютной противоположностью таланта. Гениальность это отклонение от нормы в пользу интеллекта, но при этом в ущерб эмоциям и волевым качествам в большинстве случаев, что и приводит к психическим заболеваниям (например, шизофрении и биполярному аффективному расстройству), это наиболее высокая творческая продуктивность, связанная с созданием принципиально новых, оригинальных и самобытных научных работ и произведений искусства, открытием ранее неизведанных путей творчества.

В то время как талант наоборот подразумевает собой отклонение в пользу эмоций, но часто в сочетании с низким интеллектом, и означает выдающиеся природные способности, необычайную одарённость, позволяющую человеку наиболее успешно справляться с той или иной деятельностью. Неслучайно талантливые люди медленно решают интеллектуальные задачи, зато качественно справляются с творческой или физической работой. А гении открывают новые теории и законы, создают бессмертные произведения искусства, но часто не могут работать в стандартных нормативных условиях, а также непрактичны в быту. В СМИ множество публикаций о талантливых звёздах, которые плохо учились, среди которых Аль Пачино, Джим Керри, Джонни Депп, Марлон Брандо, Мадонна, Марк Уолберг, Никита Михалков, Андрей Тарковский, Стэнли Кубрик, Александр Абдулов, Николай Фоменко, Олег Газманов, Стивен Спилберг, Дэниел Редклифф, Райан Гослинг, Кэмерон Диаз, Рэйчел Вайс, Питер Джексон, Кристен Стюарт и многие другие.

Между уровнем развития интеллекта и скоростью работы (производительностью труда) есть прямая связь. Практически у всех гениальных людей, оставивших след в истории, бесчисленное количество работ. Винсент Ван Гог написал более двух тысяч картин и рисунков, Александр Пушкин написал около 800 стихов, Вольфганг Моцарт сочинил более 600 произведений, авторству Пабло Пикассо принадлежат десятки тысяч работ, Сергей Есенин написал свыше 400 стихотворений…

Сумасшедшему гению дано создать всего одно гениальное произведение искусства или совершить одно гениальное научное открытие. Это происходит в начальной стадии развития шизофрении или при первой гипомании в биполярном аффективном расстройстве, когда происходит интеллектуальный и эмоциональный подъём. Ещё Карл Ясперс утверждал, что гений создает лучшие произведения в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. После чего идет полоса распада.

Джон Нэш, страдавший шизофренией, получил номинацию на Нобелевскую премию за диссертацию по теории игр (1949), которую написал как раз на волне развивающейся шизофрении, и победил в ней, а Ван Гог, который, как утверждают, страдал биполярным расстройством, всему миру известен по картине «Подсолнухи». Во время развития болезни происходит подъём эмоционального интеллекта, что и позволяет создать гению нечто из ряда вон выходящее. Именно болезнь способствует проявлению гениальности, но потом происходит инвалидизирующий психоз, после чего по объективным причинам ничего гениального создать невозможно: нарушаются эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание.

В то же время неправильно называть всех гениев сумасшедшими. Есть среди них психически здоровые, и их немало (например, выше упомянутые Александр Пушкин, Пабло Пикассо, а в современном мире можно упомянуть Ханса Циммера, Григория Перельмана, Эннио Морриконе, Стивена Хокинга и Стивена Кинга). И в отличие от сумасшедших гениев, они не ограничены количеством гениальных, то есть оригинальных и при этом долговечных работ.

Неправильно также утверждать, что талантливый человек талантлив во всём. Как правило, талантливая личность проявляет себя в смежных с основной деятельностью областях: киноактёры продюсируют, пишут сценарии и ставят фильмы, а музыканты поют, пишут стихи и сочиняют музыку. При этом большинству талантов характерна узкая направленность. Так, например, актёры бывают комедийными, драматическими или актёрами боевиков. В то время как большинству гениев наоборот характерна универсальность, но проявить себя они могут почти всегда лишь в одном виде деятельности.

Ван Гог был уволен из парижской художественной фирмы, в которой он работал, после чего не мог найти постоянную работу учителем в Англии. Джон Нэш по словам современников был ужасным преподавателем. Кроме того, он был уволен в 1954-м году из корпорации RAND. Был уволен и выдающийся физик Лев Ландау (из Харьковского механико-машиностроительного института). Альберт Эйнштейн вплоть до весны 1902-го года не мог найти постоянное место работы, а среди условий, которые он поставил Милевой Марич для замужества, были: забота об одежде, постели, еде и принятие отказа от проявления каких-либо чувств.

Вряд ли возможно привести ни одного примера талантливого человека, который добился выдающихся успехов в науке. Равно как невозможно вспомнить ни одного гениального актёра или кинорежиссёра. Практически все выдающиеся кинорежиссёры сами пишут сценарии, продюсируют и иногда монтируют кино. Кристофер Нолан проявил себя как режиссёр, сценарист, продюсер, оператор и монтажёр. Андрей Тарковский как режиссер, сценарист, актер, монтажер, художник. Никита Михалков как режиссёр, актёр, продюсер, сценарист. Столь разносторонняя работоспособность в сочетании с ограниченным направлением в творчестве (у Нолана — триллеры и детективы, у Тарковского с Михалковым — драмы) может быть только у талантливых людей.

Поскольку талант, как и гений — это отклонение от нормы, талантливые личности зачастую также обладают проблемами со здоровьем. Наиболее известные примеры больных талантов: у Владимира Высоцкого были проблемы с почками и сердцем, один из братьев Вачовски сменил пол, Том Круз и Киану Ривз — дислексики, Брэд Питт страдает прозопагнозией, Кэтрин Зета-Джонс страдает биполярным аффективным расстройством второго типа. Авторы проекта «Россия 2045», проанализировав биографии людей из списков Forbes, пришли к выводу, что большинство из них имеют проблемы со здоровьем.

Большинство гениев холодные. Об этом писал ещё Ломброзо. А таланты — напротив, горячие. Работа гения технически значительно проще работы таланта. Талант часто передаётся по наследству. В то время как гениальность не передаётся по наследству никогда. Таким образом, не следует путать гениальность с талантом. Талант не входит в гениальность и тем более это не одно и то же.

Статья опубликована 29.08.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вячеслав Литвеков Читатель 4 сентября 2019 в 15:32 отредактирован 4 сентября 2019 в 23:34 Сообщить модератору

    Я с вами абсолютно не согласен. Одержимость гениев всегда связана с эмоциональной стороной.
    Раньше считалось, что гении это злые и добрые существа невидимые глазу, вселяющиеся в человека и управляющие его мыслями и поступками (представление древних о природе гениальности). Человек одержимый (заражённый) этими существами становится гениальным, ТО ЕСТЬ НЕ В СЕБЕ. Термин гениальность сейчас не обозначает обычную одержимость – сумасшествие (хотя многие знают, что гениальные люди ВСЕГДА С ПРИВЕТОМ, часто с эпилепсией) а лишь исключительную форму контакта со сверхъестественным, шизанутость. Противоположностью гения является талантливый человек – созидатель. Живёт такой человек, как правило, не долго, отдаваясь своей профессии, своему делу с головой, т.е. работа интеллекта и разума, воплащая свои идеи через созидание, через физический труд. Он делает большие и малые открытия, думая только своей головой, опираясь на собственный опыт и знания.
    Замечу, что все психические болезни на планете несут микробиологическую природу, а гениальность от природы, на микробиологии физического тела работает гормональная надстройка, как раз и отвечающая за эмоции, сотни разных химических реагентов вызывают те или иные чувства и эмоции. Талант, способен противостоять своим, чувствам, которые постоянно склоняют людей к греховной, а не к созидательной деятельности.