Прошли времена, когда при встрече в знак вежливости и почитания мужчины приподнимали головной убор, целовали дамам перчатку (ручку), дорожили честью, достоинством и отстаивали их на дуэли с оружием в руках. Нынче же схватки дуэлянтов — всего лишь словесные баталии, иногда, правда, все-таки переходящие в настоящие потасовки, но это по большей части случается меж избранными «слугами народа». Бывают еще, конечно, случаи, когда и даму вежливо пропускают впереди себя (особенно если впереди — без поводка и намордника волкодав или овчарка).
Изменились времена, изменились нравы. К примеру, нынче в дилижансе (извините, в современном городском общественном транспорте, конечно же) «свободных мест, представьте, нет». Потому «кто успел, тот и сел», стар ли, млад ли… А кто не успел быстренько занять свободное сиденье и не испытывает особого удовлетворения от поездки стоя в час пик, получает вежливые предложения или подождать следующего свободного транспорта, или пешком прогуляться, или персонального извозчика покликать. Предлагают, как правило, тем, кто на сегодняшний день оказался безлошадным. А уж счастливые обладатели «лошадиных сил» порой совсем забывают или просто игнорируют вежливость на дороге. Там уж прав тот, у кого сил, тех самых, лошадиных, больше. Хотя плата зачастую за такую «вежливость» — здоровье или его потеря, частичная или полная.
В настоящее время все мы являемся потребителями. Потребляем товары или услуги, материальные или интеллектуальные. Обслуживают нас как потребителей везде (или почти везде) вежливо. В торговле, вежливо улыбаясь, продадут некачественный товар. В медицине — вежливо посоветуют приобрести «более эффективный» (читай: более дорогой) препарат (лекарство). На отдыхе у берегов теплого моря или на заснеженных горных склонах — вежливо предложат апартаменты, услуги, пропитание по заоблачным ценам.
Социальные работники вежливо растолкуют непонятливым посетителям, почему «не положены» дотации. А также вежливо посоветуют, «куда» идти и «что» там делать. Налоговая служба вежливо назовет сумму штрафа за неуплаченные налоги от незадекларированных доходов. Таможня вежливо озвучит сумму пошлины на провозимый товар. Банк вежливо предоставит кредит под «минимальный» процент. ГАИшник вежливо объяснит, какой знак вы не заметили и во что это вам обойдется. Очень вежливо обслужат в дорогом ресторане или супермодном бутике.
И еще много у нас вежливых чиновников всякого ранга-звания, которые за вежливо названные (или написанные) суммы денежного вознаграждения решат для нас вопросы любой степени сложности. («Любой каприз — за ваши деньги!»)
Правда, бывают случаи, когда не менее вежливо просят прикрыть за собою двери с другой стороны. Опять же весь вопрос в цене, которая была ве-е-ежливенько так предложена, например, за трудоустройство в «приличную» фирму.
Сплошная вежливость! Вопрос в том, сколько будет стоить потребителю очередная вежливость. Ведь вежливость сегодня в цене! В эквиваленте финансовому богатству.
Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.
Хотите вежливости? - Проявляйте сами побольше. Задумалась, про свою вежливость. Помочь завсегда рада, а вот с компромиссами проблема)).
1 Ответить
Я побывал в некоторых странах, в том числе, езжу по бывшему СССР, и, к своему прискорбию, порой просто смертной тоске, сталкиваюсь именно с российским хамством, и еще чаще, с российской невоспитанностью. Когда на вежливо заданный вопрос тебе отвечают резко и грубо - или это норма?
Это же отмечают и мои европейские партнеры. Понимаешь, что, да, пришествие Хама в Россию - давно свершившийся факт (смешно становится еще когда народ, преисполнившись патриотизма, начинает тебе жарко доказывать, что он-де вежлив и воспитан, причем в недвусмысленных выражениях-).
Многие, при наших рыночных условиях, поняли, что быть вежливым невыгодно. "Мне за это не доплачивают! За вежливостью - обращайтесь в музЭи" - как недавно отрезала огромных размеров хамоватая продавщица в Твери.
Часто невежливые люди сами не замечают своей невежливости. Для них это норма, обыденность. И искренне удивляются: "Где это я вам грубо ответил!", и добавляют в сторону: "Козел", "Гнида", "Чмо".
Хотите вежливости? Приезжайте на переферию. Там все проще, и несмотря на бедность, народ искренне вежливее.
0 Ответить
Автора обидели, но зачем же на всех то обобщать? Неужели на самом деле везде так плохо?
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Неужели все так плохо с вежливостью?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Статья понравилась, интересный взгляд. От такой "вежливости" порой мороз по коже.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Пожалуй, что в наше время понятие "вежливость" сводится к благожелательности или благорасположенности, и характеризуется соответствующим поведением. Человек, естесственно может имитировать свои чувства, думаю это нормально и это тоже вежливо. Конечно очень трудно быть вежливым с людьми, которые о вежливости и слыхом не слыхивали. Главное, наверное все-таки иметь запас олимпийского спокойствия, полагаю это непременное условие для вежливого человека, особенно в общественном транспорте, да и вообще в любом общественном месте. А насчет инета, отдельная история для другой статьи, где думаю одним из главных факторов определяющих вежливость общения/поведения становится возможность или отсутствие таковой быть анонимным.
0 Ответить
Может я резко выскажусь, но не надо неработающим людям есзить в общественном транспорте в час пик без серьезной необходимости.
Я уступаю место пожилым и беременным. Но, знаете, обидно, когда бабушки беседуют, что к внукам в гости едут, а я в конце рабочего дня с ног валюсь, и сесть негде. Сложно было на час раньше или позже из дома выйти, чтобы не загружать транспорт? У них же весь день в распоряжении.
1 Ответить
В статье не раскрыта тема вежливости в интернете, в частности, на сайте ШЖ. Поэтому только 4.
Оценка статьи: 4
0 Ответить