Здесь жили многие его предки. Например, прапрадедушка Васке Каласка. И прапрабабушка Карпан Моарие. В 1872 году они пели руны, которые от них записал известный языковед и этнограф
После смерти писателя его родные решили сохранить память о нем. Сделать что-то для того, чтобы люди помнили Ортье Степанова, знали его книги и читали их. И сын писателя — Михаил Артемович Степанов или, по карельской традиции, Мийхкали Ортьен Мийхкалин Пекан (Мийхкали, сын Ортье, внук Мийхкали, правнук Пекки), совместно с Карельском союзом писателей и фондом «Юминкеко» (Финляндия) создал Фонд Ортье Степанова. И присуждение Хайколя престижной европейской награды — это во многом, если не исключительно, заслуга этого Фонда. Именно благодаря его усилиям за последние годы в деревне отреставрированы три старинных дома, а еще три — точные копии — построены заново, на фундаментах, сохранившихся от прежних зданий. При их строительстве учтены не только особенности архитектурного прошлого самой деревни, но и рекомендации петрозаводского НИИ проблем народного зодчества, возглавляемого известным специалистом по деревянному зодчеству Русского Севера
Хотя один из вновь отстроенных домов выглядит обычным, крестьянским, внутри него расположены кафе, комната для гостей, жилые комнаты и — самое главное! — концертный зал. Благодаря последнему, Хайколя сегодня является одной из концертных площадок фестиваля народной песни «Соммело», начинающегося в первых числах июля в финских городах Кухмо, Каяни, Соткамо, Суомуссалми и продолжающегося уже на российской стороне — в Калевале и Хайколя.
В июле в деревне проходит еще один фестиваль — «Родичи», название которого не случайно. «Родичи» — роман Ортье Степанова, рассказывающий читателям о жизни карельской деревни с момента коллективизации до смерти Сталина. А прототипами этого произведения стали жители деревни. В Хайколе даже сохранился Дом Онтто (старый Онтто — один из главных героев романа). В нем сейчас Фондом Ортье Степанова проводятся разные тематические выставки.
В построенном в 1923 г. Доме Ортье (именно в нем жил и творил Ортье Степанов) развернута экспозиция Литературного музея. Другой музей — быта северных карел — этнографический, знакомит посетителей с тем, как жили карелы Беломорья в первой половине XX века. Оба музея располагают примерно двумя тысячами экспонатов, не считая фотографий, рукописей, писем Ортье Степанова.
Более тысячи человек… Наверное, эта цифра покажется смешной для любого жителя крупного областного или даже районного центра России. Но для маленькой, затерявшейся в дремучих северных лесах карельской деревеньки, практически не знакомой с такими благами современной цивилизации, как водопровод, канализация, мобильная связь, это — цифра огромного масштаба. Более тысячи человек, примерно половина из которых — жители самых разных стран со всех концов земного шара, ежегодно приезжают в Хайколе. Зачем? Может быть, не только для того, чтобы поклониться памяти тех людей, что когда-то жили на этой земле, но и воздать должное упорству и силе духа тех, благодаря которым эта память продолжает жить?..
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.