Хочется привести здесь иллюстрацию из собственной жизни.
Однажды в гостях с ночёвкой остались два племянника. Младший учился тогда в 1-м классе, старший — в 8-м. Вечером мы допоздна провозились на кухне — готовили тесто для выпечки хлеба, шутили и как никогда раньше расположились друг к другу. Перед сном, под такой доверительный и тёплый настрой, мы разговорились и младший вдруг предложил рассказать, у кого что самое интересное происходило в жизни. После наших историй он рассказал следующее.
— А у меня раньше так бывало, что я думаю: «Откуда всё взялось, откуда вот этот листок взялся, откуда вообще всё?» Думаю и чуть не плачу, потому что нет ответа.
Эти два предложения были произнесены так эмоционально, почти с надрывом в голосе, словно он вновь пережил то состояние. Позже он говорил, что этот вопрос иногда возникал у него снова и с теми же переживаниями. А потом он стал думать о другом.
Чтобы успешно общаться и наладить отношения с детьми — чужими или своими, в детском саду, школе или дома, — очень важно понимать и чувствовать их мир, проникнуться тем, чем они живут. А для этого нужно задавать вопросы — им, и даже в большей мере самому себе (спрашивать себя, какой вопрос ребёнку задать, как он его воспримет и что я хочу этим вопросом получить). Очень точные наблюдения по поводу внутреннего мира детей приводит психолог Людмила Петрановская в заметке из жж «Записки Думающей Мамы — как думают дети», которая так и называется «Очень точные наблюдения».
А я для иллюстрации приведу ещё один случай из собственной жизни.
В гости зашли знакомые с 6-летним сыном. До этого мы виделись с ним пару раз и не особенно хорошо были знакомы. Пока взрослые разговаривали на кухне, он зашёл ко мне в комнату, где я работал за компьютером, и сел на диван. Мне было неловко оставлять его без внимания, и мы начали говорить. Он рассказал, что приходится рано вставать в садик, а он иногда не высыпается ночью. В этот момент мне стало интересно, что же он делает, пока не может заснуть, наверняка думает о чём-то (как я сам знаю по себе и по примеру других взрослых). И я спрашиваю:
— Ты ведь не просто лежишь, думаешь о чём-то, наверное?
— Да.
— О чём думаешь?
— Игры придумываю.
— Игры? Какие, для чего?
— Ну, про трансформеров, чтобы с ребятами в садике потом играть.
Я впервые тогда полноценно осознал прочитанный ранее афоризм: «Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело».
Я понял, что для них, для детей, игры — это та же общественная жизнь взрослых, им тоже хочется себя как-то проявить, заинтересовать других, придумать что-то своё и хочется, чтобы их идею приняли. Просто сфера их интересов складывается зачастую стихийно, под влиянием увиденного и услышанного по телевизору, в кино, вокруг себя.
На вопросы детей к нам, взрослым, друг к другу и, что ещё важней, к самим себе, влияет всё — и наши же вопросы, и мелочи, которым мы вообще внимание не придаём. А ведь они важны. Ребёнок, начиная размышлять, ответ искать, фактически приводит мысль в движение и продолжает ускорять её. Когда с вопросом связаны переживания какие-то ещё, тогда и чувства к поиску ответа подключаются, и мысль ещё сильнее ускоряется.
Поэтому особое внимание уделять необходимо не просто собственным вопросам, но и таким моментам — поискам ответов, чтобы детей не отвлекать и не мешать им размышлять, всё больше разгоняя свою мысль и привлекая чувства ей на помощь.
Хорошая добрая, умная статья.
С детьми надо просто ЖИТЬ! Т.е. почаще с ними разговаривать, научиться мыслить как они, иногда ставить себя на их место.Помните: "счастье - это когда тебя понимают"? Доставьте ребенку это счастье.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Просто сфера их интересов складывается зачастую стихийно, под влиянием увиденного и услышанного по телевизору, в кино, вокруг себя." - а взрослые не живут чужими мнениями? "Общественными авторитетами"? Не менее, а может и более. Дети может более непосредственны и самостоятельны, просто родители им навязывают что-то, а они не могут отказаться из-за отсутствия выбора, их жизнь в руках родителей.
А в остальном согласен. Вот я не знаю ответы на вопросы :почему небо голубое, трава зеленая, у человека две руки и т.д. Кажется, что глупые вопросы, а на самом деле нас отучили задумываться взрослые и назвали это "воспитанием" и нам кажется, что надо принимать мир таким, какой он есть, и не искать причину во всем. Автор предлагает научить детей не тупости, а мыслительной деятельности и себя, родителя, за одно.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Ох, Евгений, со взрослыми, их (нашими) мнениями-убеждениями-авторитетами — отдельная тема, хотя вы правы, они имеют такое же отношение к «увиденному и услышанному по телевизору, в кино, вокруг себя». Информация, образы действуют на всех. И да, мы взрослые во многом в ответе за ту информацию и те образы, на которых воспитываемся сами и которые передаём детям, фактически задавая направление их мыслям.
И по второй части, нам и правда на многие вопросы самим-то ответить ещё нужно, просто необходимо. И дети могут в этом помочь — их простота, непринуждённость, искренность научат многому. Знаете, как писал Лев Толстой: «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.»
0 Ответить
Прелестно. Вот эта ваша статья, Виталий, мне очень и очень понравилась. А ещё больше понравился сам автор, стоящий за этими строками.
Мне кажется, что человек не может быть хорошим, без внимания и чуткости к миру детей.
В вас этого предостаточно. И я очень этому рада. Рада за детей, вас окружающих.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я... я просто не знаю что сказать, Лена.
Я так признателен вам за эти простые, добрые слова.
Спасибо.
0 Ответить