Феокрит — греческий поэт, жил в III веке до н.э. и был «выдающимся представителем раннего эллинизма». Эх, невежество наше, кто бы знал, что вообще за эллинизм такой, а не то что ранний или поздний. Читаем литературу:
«Основные литературные тенденции этого периода — отход от политических и гражданских тем, стремление замкнуться в тесный круг интимных, домашних переживаний, чувствительное восприятие природы, рост интереса к мелким деталям быта, к маленьким людям — идеализированным носителям субъективного мира, свободного от общественных связей».
Уже интересно! Лично мне приятнее читать про личные и интимные переживания, чем про общественные связи.
«Писал небольшие поэмы на сюжеты героического эпоса, в к-рых мифологические фигуры низводятся до уровня интимной поэзии, фольклорная маска „пастухов“ с их перебранками, „состязаниями“ и песнями дает возможность развернуть и поэзию любовного томления и иронические зарисовки быта».
Ну вообще замечательно.
Сначала Феокрит жил на Сицилии в оживленном курортном городе Косе, но не нашел там признания, и в 70-х годах III в. до н.э. перебрался к прогрессивному и науколюбивому фараону Птолемею II Филадельфу. Прогрессивный и науколюбивый фараон — вот, и такое в истории бывало.
Кстати, про историю, древность, прогресс и человечество. Со времен древнего мира и до сего дня неизменно принято стонать и причитать про упадок нравов, что люди уже не те, раньше все было совсем иначе, гораздо лучше.
Я уже цитировала когда-то и еще раз процитирую древние тексты:
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». (Надпись на горшке в развалинах Вавилона, ок. 3000 до н.э.)
Папирус Присса (Prisse papyrus), написанный в III тысячелетии до нашей эры, считается одной из самых старых книг на свете.
«Наша земля приходит в упадок, безнравственность и коррупция процветают, Дети перестали слушаться своих родителей, каждый хочет написать книгу. И конец света уже близок». (Папирус Присса, датирован 3350 годом до н.э.)
Неужто люди действительно все время меняются, да еще в худшую сторону? Но тогда следовало бы ожидать, что в древние времена на Земле жили сущие высоконравственные ангелы, никто не воевал и не нарушал законов. Что, как мы знаем, мягко говоря, не так. И законы преступали, и воевали много и жестоко. И с гуманизмом и правами человека в древности было, прямо скажем, худовато.
Но как-то люди все же меняются? Может быть, мы и вовсе не нашли бы общего языка с теми, кто жил пару тысяч лет назад? Эх, машину времени бы. Посмотреть бы, как они жили, послушать бы разговоры…
А вот тут нам и поможет Феокрит и конкретно — его идиллия «Сиракузянки» (в переводе М.Е. Грабарь-Пассек).
Всю идиллию тут привести не получится, прочитать ее можно у Мошкова, но отрывками из жизни в обществе мы можем насладиться. В идиллии описывается, как женщины по имени Горго и Праксиноя собираются идти на праздник Адониса, и сам праздник. Женщины обсуждают одежду, домашний быт, пробки на дорогах (да-да!) и, конечно, своих мужей…
Горго:
Ну, не безумная я? Как спаслась, и сама я не знаю.
Вот так толпа, Праксиноя. И все колесницы, четверкой…
Ах, от солдатских сапог, от хламид — ни пройти, ни проехать.
Прямо конца нет пути — и нашли же вы, где поселиться!
Праксиноя:
Все мой болван виноват — занесло на окраину света,
Прямо в дыру, а не в дом, чтоб с тобой мне не жить по соседству.
Назло, негодный, придумал, всегда вот такой он зловредный.
Горго:
Динона ты б, муженька, подождала бранить, дорогая.
Детка твой здесь: ты взгляни, на тебя он внимательно смотрит.
Мой Зопирион, мой славный, она говорит не про папу.
Праксиноя:
Все понимает мальчишка, клянусь.
Горго:
Ах, твой папочка — милый!
Праксиноя:
Папочка этот наш давеча (все у нас давеча, впрочем)
Соды и трав для приправы пошел мне купить на базаре,
Соли принес, а верзила — тринадцать локтей вышиною.
Горго
То же у нас, Диоклид мой — деньгам перевод, да и только.
Взял он овчинок за семь драхм — словно шкуры собачьи…
Ну разве не абсолютно современная беседа? «Изменились ли эти люди внутренне»? Да не очень. Люди как люди, не хуже и не лучше нынешних. Поговорить вполне можно, а, женщины? Неужто мы не найдем, чем беседу поддержать?
Читайте, люди, эллинистическую поэзию! Заодно узнаем, что такое буколики, идиллии и прочие гекзаметры, а то погрязли уже в разборках современности. Очень освежает!
Чудесная статья, спасибо!
Сколько же прекрасных книг написано людьми задолго до нас... Меня всегда восхищал вид таких библиотек, как, например, у Пушкина в доме на Мойке,12. Полки, полки с таинственными книгами в кожаных переплетах, с золотистым тиснением. Кто их написал, о чём они? Так далеко, так много забыто, что уже в "Евгении Онегине" не всё понимаешь.
И как хорошо, что есть такие мастера, как наша уважаемая К.Ю.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, Вы правы, что мы чаще интересуемся современным творчеством. Но написанное Вами, скажу прямо, не для не безграмотных людей в определенной области познаний. Да и наши пристрастия к чему-либо серьезному, к сожалению, "поутихли" еще в 20-м веке. Поэтому благодарю за поучительное и интересное изложение в статье.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мило. Что Феокрит, что Шекспир, жили давно, а понятны до сих пор. Значит, слухи о прогрессе/деградации человека слегка преувеличены?
Бедные К.М. и Ф.Э. Замахнулись на природу человека, которую даже пески времени не могут изменить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Ягольник, кучеряво у Вас получилось про пески времени. КМФЭ объявили же "на берегу", что задача философов не только объяснить природу(человека), но и изменить, в смысле, исправить и улучшить. Пока же ,да - деградация/прогресс идут рука об руку. Природа человека - "пресволочнейшая штуковина существует и ни в зуб ногой" (С)
Вынужден признать, как исключение, что "мусульманская религия" оказывает положительное влияние на природу человека в смысле сдерживания алкоголизма.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вместо вина они гашиш курят и жуют какую-то наркоту...
1 Ответить
К. Ю. Старохамская, спасибо, скорректировали мои представления. То яма, то канава на путях выведения хорошей породы человека.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А какие свидетельства своих деяний оставили нам цари Вавилона и фараоны? Хвастают своими завоеваниями, часто преувеличенными. Нынешние берут с них пример...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карин Андреас, а пирамиды? а цивилизация?
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, одни строили, а другие хвастались: завоевал столько-то стран, уничтожил столько-то врагов - немыслимые цифры называя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карин Андреас, читали, читали у Некрасова, у Маркса. Трудящие строили, а цари присваивали прибавочную стоимость.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, "города сдают солдаты, генералы их берут." - параллель.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, ну что могут натворить солдаты БЕЗ генералов, нам рассказывать не надо?
1 Ответить
К. Ю. Старохамская, это не мне, а АТТ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Толково и прелестно. Вспомнилась "Песня перемен" А.Макаревича, где:
"...сильней отличается выстрел от выстрела,
Чем сегодняшний день от минувшего дня."
0 Ответить
Все течет, все изменяется, но все равно все возвращается .
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Статья действительно освежает после изнурительного обсуждения качества изделий в подаче двух авторОв.
Но ближе к современности мне показалась поэзия Древнего Египта. Там такие глубины чуЙвств и мЮслей, ну пряМ как у Цветаевой или И.Губермана.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, это вы еще древнекитайскую философию не читали. Там трехтысячелетней давности афоризмы прямо за душу берут:
"укравший поясную пряжку считается вором, укравший государство становится правителем"
1 Ответить
К. Ю. Старохамская, спасибо за наводку, м/б доберусь почитать для понта. В китайских изделиях для человека и россыпях мудрости куча очарования. Вон я надысь нашёл на дороге китайскую проволочно-пластмассовую чёрную ...мухобойку, так сразу выкинул отремонтированную, в скотче старую.(Не поискал клейма, м/б тоже была оттуда)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру»."
Так и не сохранили же, поганцы!
Спасибо за очаровательное эссе!
Оценка статьи: 5
4 Ответить
Аркадий Голод, ах, какой цветочек.
1 Ответить
Занимательно
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вдохновенно Статья напомнила мне фильм "Общество мёртвых поэтов", точнее талантливого и неординарного учителя литературы (Робин Уильямс его сыграл) с его хитрющим взглядом, глазами, в которых ум, доброта и лукавинка, и то, как он учил своих студентов читать стихи. В его прочтении строки, написанные давным-давно, оживали, давали мальчишкам ключик к пониманию себя современных.
Замечательная статья, К.Ю.!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Читатель Читатель, а вы говорите статьи на ШЖ как под копирку пишутся
Стало быть нет
Эта статья, как и все статьи автора, действительно оригинальная, свежая, стильная.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталья Дюжинская, а я и не гворю, что все так пишутся, я говорю: много безликих статей. Разве нет?
У К.Ю. есть свой стиль, это бесспорно. И очень хороший, на мой взгляд. "Грандмастер" - в данном случае усмешки не вызывает, только уважение. Есть, чему поучиться другим.
Но, тем не менее, другие авторы вправе иметь свой взгляд на то, как нужно писать, и свой стиль
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Читатель Читатель, я хотела сказать,что если у автора ясный, красивый, блестящий ум, то и статьи получаются такими же ясными и красивыми.
Он прост,красив и ясен.Как все статьи К.Ю. Старохамской, читая которые получаешь настоящее удовольствие и драйв!
Открываешь новое,полезное для себя.
читать дальше →
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Читатель Читатель, спасибо на добром слове
0 Ответить