По словам нашего экскурсовода Ангелы, только в половине домохозяйств Берлина есть автомобили. То есть, если провести нехитрые подсчеты, в немецкой столице с населением 3,5 млн человек зарегистрированы 500−700 тысяч машин. Вспомним, что в белорусском Бресте, например, соотношение «человек — автомобиль» составляет примерно один к двум, и ужаснемся.
Несколько лет назад в Берлине были введены особые ограничения на передвижение по центру города. После прохождения техобслуживания каждая машина получала специальный сертификат соответствия. На авто с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу наклеивался кружочек зеленого цвета. Те машины, которые загрязняли окружающую среду больше, получали желтые и красные метки, в зависимости от уровня выбросов. Поначалу любая машина могла беспрепятственно передвигаться по столице. Но спустя некоторое время автомобилям, помеченным красным, был запрещен доступ в центр Берлина. А с этого года под запрет попали и желтые карты.
«Зеленые» организации — обычное явление для Германии. Одна из них — «Зеленая лига» — является крупнейшей организацией Берлина и включает множество локальных инициатив. Эти инициативы находят поддержку в правительстве, под проекты таких организаций выделяется бюджет, что-то вроде правительственных грантов, которые можно выиграть по конкурсу. Так, одно из направлений «Зеленой лиги» — благоустройство дворов. По мнению внештатного работника организации Ульриха Новикова, берлинцы обладают экологическим сознанием, но редко применяют свои знания на практике. Тем не менее одну вещь немцы соблюдают беспрекословно. Это кропотливое разделение мусора. Вопрос денежный, а немцам свойственно просчитывать далеко на перспективу.
В маленьком дворике в центре Берлина, закольцованном невысокими домами, установлена беседка, высажены вьющийся виноград и другие растения. Даже крыша навеса засеяна мхом. Для озеленения используется каждый свободный сантиметр пространства. Но первое, на что обращаешь внимание, это большое количество разноцветных мусорных контейнеров. Ульрих поясняет: один контейнер — для бумаги, другой — для пластика, третий — для стекла, четвертый — для электроники. Все закрыты на замок, ключ имеет каждый житель дома. Самый вместительный короб черного цвета предназначен для остаточного мусора.
Обслуживающая компания берет деньги только за вывоз этого последнего контейнера. Остальные вывозятся бесплатно. При условии, что в них также не будет остаточного мусора. То есть если вы ели хот-дог с кетчупом и решили выбросить бумагу с остатками соуса в контейнер для бумаг, то в итоге за него вам придется заплатить как за контейнер с прочими отходами. Учитывая, что емкости для вторсырья, как и плата за эксплуатацию, — общие для всего домовладения, вычислить нарушителя — в интересах всех жильцов. Таким образом, чем тщательней жильцы разделяют мусор, тем меньше им приходится платить.
У немцев есть еще один интересный «пунктик» — альтернативные источники энергии. Но об этом — отдельный разговор.
Александр Ягольник, я думаю, это просто вошло в привычку. Раздельных мусорных баков непосредственно на улице не видела - там просто урны. А вот в Свободном университете они есть. Любопытно, что сейчас раздельный сбор внедряют и в Англии. Но там это пока просто на энтузиазме - мои друзья платят одинаковую сумму, разделяют они мусор или нет. Просто они сейчас на пенсии и им это цикаво.
У нас в Беларуси контейнеры раздельного сбора есть, но во-первых они вечно забиты, во-вторых, мне лично лениво сортировать мусор. поэтому я туда отношу только крупные партии.
0 Ответить
При всей дотошности немцев и японцев в разделении мусора, по-человечески это муторное занятие: надо терпение "отделить мух от котлет", бумажные этикетки от пласттары и много чего в других упаковках. Кажется дешевле и практичнее иметь во дворе разделителя, разделочника мусора,который тут же прессовал бы в брикеты пластик, алюминиевые, железные банки, бумагу, тряпьё и пр. Утилизация мусора треба индустриального подхода.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...Как? Очень просто: например, по разорванному конверту, по адресному каталогу, лежащему тут же в пакете. Да, не удивляйтесь, мусорщик, узревший инородное тело, не побрезгует вскрыть мешок и поискать улики. О результатах он доложит своему начальству, и уже оно решит, ограничиться ли предупреждением или сразу выставить штраф. Если же установить виновника невозможно, предупреждение сделают всему дому. Один раз, второй, третий... И в этот дом машина за мусором больше не приедет...
Это о Японии
1 Ответить
Не менее оригинально у японцев. Такое же разделение и, не дай бог, нарушил, виновника ищут всем домом. А мусор не вывозят.
0 Ответить
Очень полезная статья!
А я всё ломал голову, как они добиваются дисциплины в мусорном деле?
Всё просто: деньги и ключ.
Правда, есть ещё уличные раздельные мусорки. Интересно, насколько они эффективны?
Оценка статьи: 5
0 Ответить