Как же так? Он более 10 лет водит автомобиль. Хорошо чувствует его. Уверенно управляет им и в городе и на раскисшей просёлочной дороге. Видит габариты своей машины, уверенно маневрирует, когда надо припарковаться или въехать в гараж. Хорошо знает правила, выполняет их. В аварии до сих пор не попадал. Он сам себя и окружающие его люди искренне считали его опытным водителем. Что же произошло?
Эта тема на несколько дней стала главной в курилке.
А я вспомнил события тридцатилетней давности, когда начинал заниматься автоспортом. Тогда я был аспирантом Казанского университета. И к новому для себя делу подошел по-научному — начал с изучения литературы. Сидел в научной библиотеке университета.
Тогда меня поразила одна из статей прибалтийских авторов. В ней говорилось, что человек, хотя бы раз принявший участие в автомобильных соревнованиях, имеет вероятность попасть в аварию в 11 (одиннадцать!) раз меньше, чем обычный водитель. Я не поверил! Можно представить, что опытный автоспортсмен применяет свои навыки в повседневной езде. А в статье говорилось о единожды посоревновавшемся водителе.
Я продолжал изучать литературу. И не только по динамике автомобиля, особенностях управления им в различных условиях. Мне попалась книга про психологию лётчика, управляющего самолётом, имеющим скоростные возможности большие, чем физические и психологические возможности человека. Прочитал еще ряд статей на эту тему. Если, будучи физиком, чего-то не понимал, консультировался с университетскими психологами.
И вот что я понял. При взаимодействии человека с техникой, мало изучить её, приобрести технические навыки управления. Очень важен психологический настрой, стрессоустойчивость.
У людей разный начальный, данный от природы этот уровень. Лётчики занимаются на тренажёрах, где постепенно увеличивается скорость, возрастает количество помех, растут нагрузки. По телевизору часто показывают тренировки лётчиков и космонавтов. Путём тренировок у человека повышается его психологический порог. Некоторые же, со слабой нервной системой, отсеиваются.
Эти знания и специальные тренировки помогли нашей сборной команде Татарии по автомобильному многоборью с конца 70-х по середину 80-х годов прошлого века быть чемпионами России. Технические навыки вождения мы имели, как у всех, а вот в психологическом отношении на голову превосходили другие команды. Мы проводили широкий отбор спортсменов, начиная с районных соревнований. И часто к нам приезжали опытные вроде бы водители, на тренировках уверенно выполняли все упражнения, а на соревнованиях, под тиканье секундомера, начинали совершать одну ошибку за другой. У них просто были хорошие технические навыки, но низкая стрессоустойчивость. Потом они в лучшем случае специально тренировались и повышали свой психологический уровень, а в худшем, зная свои слабости, просто аккуратнее ездили. Тогда я и понял, о чем было написано в той прибалтийской статье.
А как учат водителей сейчас? Немножко катают с инструктором, дают некоторые технические навыки, а затем выпускают на дорогу. Единственный стресс — экзамен в ГАИ. Некоторые и его не могут сдать! Задуматься бы… А люди по нескольку лет потом ездят в спокойной обстановке и считают себя уже опытными водителями. Я уже не говорю о том, что права сейчас можно просто купить! Как и медицинскую справку, которая всё равно не включает психологические тесты. Сколько сейчас на дорогах людей, не имеющих даже технических навыков и набирающих их методом проб и ошибок. А некоторые даже думают, что дорогая, напичканная техническими новинками машина, чуть ли не сама должна ехать. Как современные фотоаппараты или видеокамеры сами должны снимать! Достаточно только нажать педаль или кнопку. Что получается в результате у таких водителей, фотографов и операторов, мы часто видим.
Есть сейчас и курсы контраварийной подготовки. Заплатив деньги, там можно получить специальные навыки вождения. Но сумеет ли потом человек ими воспользоваться в аварийной ситуации?
Итак, в водительское мастерство входят не только технические навыки управления автомобилем, но и умение пользоваться этими навыками в любых, а не только спокойных условиях.
Всё это я рассказал своим коллегам, а теперь и читателям «ШколыЖизни».
Конечно, в понятие водительского мастерства входит еще много других составляющих. Но это темы для следующих статей.
Безаварийной вам езды!
Все правильно, но для приобретения технических навыков вождения требуется время и очень большое время.
Ни в какой школе за три месяца не научат ездить, хоть занимайся круглосуточно.
Поэтому нет никакой разницы , что человек купил права, что вроде отучился в автошколе по программе "взлет-посадка".
Главное ежедневные тренировки. И два основных правила- "помеха справа" и "ДДД" причем дураками вначале можно считать всех.
0 Ответить
Я тоже считаю, что управление автомобилем со скользящими в любом направлении колёсами тоже требует навыков. А в критической ситуации тем более.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитал комментарий Надежды Огневой к статье Елены Скалацкой
"Секреты быстрой реакции, или Почему взрослые такие медлительные?".
Не могу удержаться - копирую этот комментарий сюда:
Есть же специальные упражнения всякие для улучшения мозговой деятельности, кинезиология, например, в конце концов йога.
А вообще реакция людей на стресс бывает двух типов в зависимости от того, какой тип нервной системы более активен: симпатическая или парасимпатическая. Человек может замиреть от страха (побледнеть), или наоборот как бы собраться, сконцентрироваться для действия (покраснеть). Я вот, например, замираю, и ничего с этим поделать не могу, хоть перетренируйся.
С этим свойством кстати связана забавная байка о том, как Цезарь отбирал себе краснеющих солдат, хлопая всех по щекам.
Вот как надо отбирать будущих водителей. Хлопать их по щекам!
А для отбора автоспортсменов - это ещё важнее. Жаль, что 30 лет назад я не знал способа, известного уже 2 тысячи лет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно про щеки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Самое главное- стрессоустойчивость,конечно.
Особенно в Москве.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мой муж много лет увлекался ралли, постоянно учавствовал в соревнованиях. Правда, когда жизнь его холостая закончилась, пришлось этому увлечению сказать "оревуар", т.к. хобби это довольно-таки дорогостоящее.
Сейчас он каждый день за рулем, аварийные ситуации возникают регулярно. Но, к счастью, всё всегда заканчивается хорошо, благодаря как раз-таки навыкам, приобретенным в соревнованиях
0 Ответить
Хех... на наших дорогах по мимо мастерства самого водителя есть еще такой фактор как: уступи дорогу дураку. И Вот основа-основ мастерства угадать дурака на дороге и не попасться ему на пути.
Как мне говорил мой инструктор: ты должен смотреть не только за собой, но и за другими
0 Ответить
А на дороге и надо смотреть только за другими. Сам едешь на автомате.
Это тоже составляющая мастерства.
Кто-то писал про актёров. Если у него 10 штампов - он плохой актёр. Если 500 - хороший. Если 1000 - гениальный.
И с водителями то же. Если начнёшь думать во время движения, произойдёт как в притче про сороконожку. Когда её спросили, в каком порядке она передвигает ноги, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.
На дороге ни в коем случае не нужно просчитывать варианты как в шахматах. Нужно ехать только на автомате, что приходит с опытом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И к слову про смотреть: некорректно выразился. больше подойдет предугадывать действия других водителей.
0 Ответить
Скрее не предугадывать, а видеть его странное поведение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Выше написал про время: Слова инструктора: думать можешь 1 секунду, 2 уже смертельно опасно.
0 Ответить
Когда-то давно кто-то мне сказал, что учиться ездить сложнее всего на велосипеде. Если освоил, остальное чуть ли не само пойдет. И ведь что-то в этом есть.
0 Ответить
Сам водитель и понимаю, что мастерство необходимо, особенно тем, кто ежедневно и много передвигается на авто. Бывал и я раза три в авариях. В критических ситуациях всё происходит быстро, срабатывает автоматизм. Опыт, естественно, в таких ситуациях играет большую роль.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наработанные рефлексы. Когда не думаешь, а действуешь.
Слова инструктора: думать можешь 1 секунду, 2 уже смертельно опасно.
А это приходит с опытом, который, замечу, прерывать нежелательно.
0 Ответить
Совершенно с Вами согласен! Опыт, опыт и еще раз опыт! А автошкола дает лишь начальные навыки вождения - после нее с буковкой "У" с годик поездить нужно, чтобы приспособиться как-то. а то знаете как бывает - совсем недавно одна девушка, с купленными правами естественно, на иномарочке новенькой на скорости 160 не заметила круг и убилась. Жалко, совсем молодая ушла, но больнее всего было ее родителям, которые купили ей машину и не подумали о том, что она может натворить.
0 Ответить
ээээ.... А почему им должно быть больно? Ведь как понимаю и права они ей помогали покупать. Крайне безответственный поступок, и к сожалению печальный, но закономерный итог. Байкерша так одна тоже убилась: купила права, байк и на второй день махнула в дальнобой на 200км.
Насчет У и с годик. Да, если бы водители благосклонно относились. К сожалению ушек большинство режет и подрезает. Надо просто ездить в крайнем правом и неспеша.
0 Ответить
Мне кажется, что это природный дар, который, конечно, можно развивать.
0 Ответить
Если уж человек сел за руль автомобиля, официально признанного "средством повышенной опасности", то должен совершенствовать свои природные способности или ездить аккуратнее.
В советские времена власти понимали это лучше. ГАИ и Госстрах выделяли большие деньги Обществу автомотолюбителей (ВДОАМ) на организацию массовых автомобильных соревнований.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Только что, при написании комментариев к статье Дмитрия Стоянова, понял, что высшим проявлением водительского мастерства, было бы умение в экстремальной ситуации "остановить время".
Вот где широкое поле деятельности для психологов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, "псюхе" - это серьёзно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никогда не задумывалась над этим. Считала, что водительское мастерство это умение чувствовать машину, крутить руль, нажимать на педали. Я тоже несколько лет езжу и в аврийные ситуации пока не попадала. Сасибо 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить