Ни комедии, ни фантастика, ни военные фильмы, а именно будни мафии и преступников больше всего привлекают зрителей к киноэкранам. Хотя формально только комикс «Темный рыцарь» может похвастаться поистине дикими кассовыми сборами, остальные картины — просто культовые. Немудрено, что желающих тем или иным бочком примазаться к успеху Копполы, Тарантино, Дарабонта, Нолана, Скорсезе и прочих столпов жанра — пруд пруди. Для этого требуется не только талант, но и хорошая история, а у Майкла Чимино и Оливера Стоуна она была. В виде романа Роберта Дейли под названием «Год Дракона».
…Капитан полиции Стэнли Уайт получает новое назначение — Чайнатаун. В некогда спокойном китайском квартале, населенном преимущественно выходцами из Азии, творится что-то неладное. Коллеги Уайта склонны считать, что за очередным всплеском убийств и рэкета стоят стихийные разборки молодежных банд, пытающихся урвать свой кусок пирога. Однако бывалый ветеран Вьетнама уверен, что в Чайнатауне полным ходом идет борьба за передел власти, у истоков которой стоит беспринципный и амбициозный мафиозный делец Джоуи Тай.
Посвящая все свое время поиску зачинщика беспорядков, Уайт отстраняется от своих друзей и жены. Неполадки на личном фронте лишь подстегивают детектива, который словно с цепи сорвался в своем стремлении прищучить наркоторговцев из Китая. Сослуживцы понимают, что Стэнли ходит по очень тонкому льду, а его крестовый поход может разрушить хрупкие договоренности между полицией и Триадами, благодаря коим в квартале поддерживается номинальный статус-кво. Но бывший вояка не намерен идти на компромисс и лезет грудью на амбразуру, бросая отчаянный вызов равнодушию коллег и ненависти врагов…
«Год Дракона» Майкла Чимино вышел двумя годами раньше другого гангстерского фильма — признанной классики жанра, «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы. И, несмотря на то что работа последнего была основана на реальных событиях, фактах и лицах, у этих двух лент есть очень много общего. До того много, что желающий легко мог бы обвинить Де Пальму в плагиате. Обиднее всего, что «Неприкасаемые» стали культовым образчиком жанра, хитом и лауреатом Оскара, в то время как «Год Дракона» заслужил пять номинаций на «Золотую малину» и стал объектом нешуточного скандала. Китайская община была возмущена тем, как стереотипно и однобоко изображены представители Поднебесной в фильме, хотя, справедливости ради, в сценарии есть как отрицательные, так и положительные персонажи, и не все они «белые».
Бестселлер Роберта Дейли Чимино переписывал не в одиночку, а в компании Оливера Стоуна, который уже успел прославиться текстом к другой гангстерской ленте — «Лицо со шрамом». Кстати, поставленной Де Пальмой, так что аналогии все-таки не случайны. Стоун и Чимино познакомились еще в конце семидесятых, ведь именно ему сценарист предлагал поставить знаменитую тюремную драму «Полуночный экспресс», завоевавшую в итоге шесть «Золотых глобусов» и два Оскара. Тогда взаимовыгодного сотрудничества не получилось, ибо Чимино был занят самым значительным (как показало время) проектом в своей жизни — военной драмой «Охотник на оленей».
Болезненная тема Вьетнама в «Годе Дракона» тоже присутствует. По сути, именно вьетнамским синдромом объясняется неистребимое желание Стэнли Уайта в блистательном исполнении молодого Микки Рурка искоренить китайскую мафию. Представьте себе, вы возвращаетесь героем с войны, которая оказалась никому не нужной, и видите, что ваши потенциальные враги (принцип «Все узкоглазые на одно лицо» здесь читается однозначно) не только живут припеваючи, но еще и наладили широкую сеть наркобизнеса. Для Уайта битва продолжается, он пленных не берет, в тылу не отсиживается и вообще не понимает, какие могут быть политические соглашения в «военное время».
«Год Дракона» развел Стоуна и Чимино по разные стороны баррикад — первому неожиданно поперло, и к концу восьмидесятых он уже превратился в маститого постановщика, имеющего финансовую независимость и возможность выбирать себе проекты. Чимино же и раньше не отличался плодовитостью, а два подряд кассовых провала (его эпический вестерн «Врата рая» сумел окупить менее 10% бюджета) окончательно превратили его в отшельника. За 33 года режиссер снял всего 7 полнометражных картин, а его последним самостоятельным произведением считается «Ловец солнца» 1996 года.
Современники гангстерский флик Чимино по достоинству не оценили, особенно на родине, где ленту обвинили во всех смертных грехах, включая расизм и пропаганду насилия. Странно, что после премьеры «Крестного отца» итало-американцы вели себя скромнее, понимая, что рыльце-то в пушку, и Марио Пьюзо большую часть своей книги взял не из головы, а из реальной жизни. И даже местами приукрасил. Китайцы посчитали своим долгом проигнорировать творение Чимино, что кажется наигранной позой, ведь американское крыло Триад существует в Нью-Йорке и прочих крупных городах США с незапамятных времен. И Дейли, между прочим, ветеран корейской войны и бывший коп, уж точно многое повидал, а не страдал навязчивыми фантазиями.
Вот кому однозначно свезло, так это Джону Лоуну, который, благодаря роли коварного и беспринципного Джоуи Тая, сумел буквально на старте своей кинокарьеры получить всемирную известность. Участие в «Годе Дракона» принесло ему номинацию на «Золотой глобус», а двумя годами позже актер сыграл в «Последнем императоре» у самого Бертолуччи. Как говорится, «из грязи — в князи».
Зато дебютантке Эриан, девушке, изображавшей у Чимино симпатичную телеведущую и пассию главного героя, эта работа ничего, кроме разочарований, не принесла. Критики разгромили ее непрофессиональную игру в пух и прах, а на церемонии «Золотой малины» ей уделили сразу две категории — «Худшая женская роль» и «Худшая новая звезда». Разумеется, после такого фальстарта Эриан уже не смогла оправиться и, промелькнув у Феррары в «Короле Нью-Йорка», вскорости исчезла с экранов.
Не исключено и то, что неудача «Года Дракона» вызвана макропроцессами в самом Голливуде: время «Крестного отца» уже закончилось, а эпоха «Криминального чтива» еще только зарождалась. Неслучайно, что в 1985 году победу в прокате праздновали более легковесные и развлекательные проекты, такие как «Назад в будущее», «Кокон», «Жемчужина Нила», «Балбесы» и сиквел «Полицейской академии».
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...