А если вникнуть — выяснится, что операцию подготовил… Бонапарт, не замеченный в склонности к безумным прожектам. Он финансировал поход. Готовился присоединить 30000 чел.; атаковать побережье Англии. Русские должны были блокировать торговлю Англии с Китаем. Но у Бонапарта не сложилось и Павел стал действовать сам.
Индийская экспедиция была и оправданна, и обдумана!
«Англичане приготовляются сделать нападение флотом и войском на меня и на союзников моих… Нужно их самих атаковать, и там, где удар им может быть чувствителен и где меньше ожидают. Заведения их в Индии — самое лучшее для сего».
Обратим внимание на даты: приказ — январь 1801; начало похода — 28 февраля; смерть Павла — 12 марта…
Вот — ключ к убийству Павла! Эта капля не переполнила чашу терпения дворянства. Были «капли» потяжелее! Но эта упала на весы европейского равновесия. Действия англичан активизировались после разрыва отношений с Англией, наносящего серьезный ущерб ее экономике. Те всполошились, почуяв в «наивном прожекте» реальную угрозу…
Вспомним реакцию Наполеона на убийство Павла: «Они промахнулись по мне в Париже, но попали в Петербурге!»
Англия готовилась атаковать русские города на Балтике. Воспоминания современников дают основания считать англичан организаторами убийства. Конечно, прямых приказов и расписок нет… Кто подпишет себе приговор? А тайные службы… на то и тайные! Косвенных же фактов немало. Есть воспоминания людей причастных: и русских, и иностранцев. Английский посол незадолго до убийства получил на неизвестные нужды 40 000 руб. Глава заговора Пален после убийства «светил» крупными суммами…
Недовольство реформами было во все годы правления Павла. Заговор же активизировался, когда Павел свернул к союзу с Францией. А ведь он долго боролся с распространяющейся из Франции «революционной заразой»… В 1799 Суворов воевал с французами! Потом Наполеон навел порядок и установил твердую власть.
Единственным же достижением антифранцузской кампании стала военная слава. Стоило русским добиться серьезных успехов, союзники постарались от них отделаться. По сути, Россию использовали, «забывая» при «дележе добычи». Павел декларировал, что политика России определяется поиском «справедливости»… в тот момент потребовавшей смены союзников. По сути, Павел повторил английское «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, есть постоянные интересы». Но англичане позволяли такое лишь себе…
Павел запретил торговлю с Англией. Ударив не только по Англии (покупавшей русский корабельный лес), но и по русским поставщикам. Интересы нанимателя и убийц совпали.
Признаком сумасшествия Павла считали его страх повторить судьбу отца. Но он повторил! Только убившие отца гвардейцы не преследовали материальных интересов. Убийцам же сына хорошо заплатили.
Заговорщики интригами «помогли» опале Аракчеева. И сумели задержать его, спешившего в Петербург в ночь убийства. Есть версия, что помогли и опале Суворова. Тот, преданный не Павлу, но трону, тоже мог помешать…
А что знать радовалась смерти обоих, можно верить. «Репрессии» касались в основном власть имущих, жизнь крестьян облегчалась, насколько это было вообще возможно. Павел роздал немало государственных крестьян — по свидетельствам, искренне убежденный, что владелец лучше о них позаботится. После смерти Павла известие о новом императоре встретил приветствием один Преображенский полк, шефом которого был Александр. Остальные молчали…
На русской почве тяжело приживались прусские порядки, зато наступал конец бардаку. Естественно, бардак этот творился в основном среди дворянства. Чиновников и офицеров. Те в основном и страдали от политики Павла. А зверствуй он, неужели те же гатчинцы были бы ему так преданны? А они были! Не зря заговорщики до конца опасались, что несущие караул во дворце солдаты помешают. Кстати, до спальни императора дошли меньше половины пришедших. Их не задержали, нет — заговорщики боялись настолько, что сами рассеялись…
Порядок наводился и в делах, и в частной жизни.
Павел запрещал барщину больше 3 дней в неделю. А… борясь с революционными идеями, запрещал «революционную» моду!
Но не был жесток. По-настоящему сурово наказывал немногих. Наказывая в гневе, часто миловал… Многих наказывали не раз, после возвращая на службу… и наказывая за новые провинности. Непоследовательность озлобляла, ведь не все были лично преданны Павлу, как тот же Аракчеев. А отходчивость императора распускала недобросовестных подчиненных.
Не добавляла Павлу популярности и регламентация частной жизни!
«Радость» по поводу его смерти выразилась в мгновенном возврате к французской моде, шумной езде, веселью и разухабистости.
«В столицу съезжались… Анархия заступила место самого строгого правления… видела гусарского офицера, скакавшего верхом по набережной… с криком:
- Теперь можно делать все, что угодно!"
Едва ли крестьяне, мещане за пределами столиц и солдаты радовались так же…
Самовластием, регламентацией всего до мелочей, вмешательством в жизнь всех слоев общества, Павел напоминал Петра I… не обладая его жестокостью. Оба требовали жить для страны. Но времена отличались. И предшествовала Петру эпоха совсем не либеральная! Подданные же Павла распустились при его предшественницах. Саботировали и указы Петра I!
Увы, на Руси строгость должна быть последовательной. Если надо, до жестокости. Петр правил долго, успев заложить базу и дать импульс дальнейшим преобразованиям. Павел был тверд, но не жесток. Легитимный государь, он верил в свое право распоряжаться в стране к общему благу. И кажется, в собственную неприкосновенность. Опасаясь заговора, все же не принял достаточных мер. Павла убедили, что заговор под контролем — но представим на его месте Петра I… Думаю, головы полетели бы враз! А на всякий случай — побольше. И умер бы император спустя годы естественной смертью. А страна избегла бы войны с Францией, бунта декабристов, последовавшей реакции; поражения в Крымской войне…
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...