Каждому настроению, каждому состоянию души — свой букет цветов. Это, так сказать, обратный ход — от зрителя к художнику. От художника к зрителю передается восхищение созданием природы, многообразием красок, расцветок, форм, строением цветков. Тут же может быть живое существо: букашка, бабочка, жучок, ящерка, тля. И тогда язык не поворачивается назвать букет «мертвой натурой», натюрмортом.
Ханс Гиллис Болоньер (1600 — 1672/75) — художник голландского Золотого века, родился и умер в Харлеме. В Энциклопедии истории искусства Нидерландов очень мало сведений о его жизни. Известно, что в 1623 году он стал членом гильдии Святого Луки Харлема, специализировался на букетах цветов (приписываемые ему картины — не натюрморты из цветов или фруктов — скорее всего, работа его брата Горацио).
Возможно, основы своей манеры Ханс взял из книги Карела ван Мандера, в которой были изложены правила, позволяющие создавать хорошие картины. Болоньер разработал свой собственный стиль, и его полотна были очень популярны.
Скрупулезная работа: каждая жилка на лепестках, каждая тычинка — не всякий фотограф может похвалиться таким качеством изображения! И обязательные для букетов того времени «приложения» — улитка, червячок, ящерка. Разглядывать эту прелесть можно до бесконечности!
Сам набор цветов — историческое свидетельство о цветоводах того времени: пионы, розы и — как в голландском букете без них! — тюльпаны. Особенность этого букета в том, что тюльпаны — полосатые, их называли «сломанные». В те времена они были чрезвычайно редки, ценились очень высоко.
Букет относится к периоду истории Нидерландов, который знаменит спекуляциями на тюльпанах. Мало того, историки искусства пишут, что такого рода натюрморты служили как бы агитками, рекламой для привлечения путешественников. Народ (естественно, зажиточный, который мог себе позволить поездить по свету) приезжал смотреть на поля тюльпанов — и заодно покупал на память картины.
Упомянутый ранее Карел ван Мандер был поэтом, писателем, художником, историком искусства, основателем Харлемской академии живописи. Его «Книга о художниках» состоит из трех, соединенных в одно целое. Первая часть — перевод труда Джорджо Вазари «Жизнь наиболее выдающихся художников, скульпторов и архитекторов». Вторая часть — подобного стиля «Биографии немецких и нидерландских художников». Третья часть — перевод «Метаморфоз» Овидия Назона, сопровождаемая иллюстрациями.
В этом труде есть перечень из 1000 наименований книг от средних веков до современных Мандеру дней, которые рекомендовались для чтения. Одна только цифра — тысяча — дает представление о том, насколько могли быть высоки требования к художникам!
Сегодня никому не известно, прочитал Болоньер все 1000 книг или нет, да это для нас не так уж и существенно. С тех времен прошло четыреста лет, а его картины до сих пор завораживают зрителя.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...