Несмотря на явное сходство, авторы различаются в столь существенных деталях, что их труды никак не могут считаться теорией и ее трактовкой. Скорее всего это два самостоятельных труда. А истина в гуманитарном знании свободно гуляет, где ей вздумается, и никакими обязательствами себя не связывает.
В ТУАИ девять уровней. Ни первый, ни девятый мне встречать не приходилось, а во всех остальных периодически пребываю, одному из них отдавая предпочтение. Первый — совершеннейший примитив, которому до «вот поели, теперь можно и поспать» еще расти и расти, последний — тотальная ответственность и абсолютная эффективность, как у Бога. Иногда кажется, что сидящие в компьютере вляпались в первый уровень, но мнят себя девятым.
Второй уровень живет в своем ритме, циклично прокручивая день за днем одни и те же процессы. На работу — с работы. Перед школой позавтракать, после школы на тренировку. Моет руки перед едой, чистит зубы перед сном, ходит в кино по воскресеньям. Ничего плохого в этом нет. Среди них есть и трудоголики, и лентяи, невозмутимые и истеричные. Лень и истерика по расписанию? Почему бы нет.
Третий уровень стремится к чему-либо. Видит цель — препятствий не замечает.
Четвертый играет роли. Мать, жена, мастер, начальник, супермен, рохля и прочее. Если человек ритмично живет в роли, но утратив роль, утрачивает и ритм, то он скорее на четвертом уровне, чем на втором. А если спокойно выходит на пенсию и продолжает жить в прежнем ритме новыми интересами, то скорее второй, чем четвертый.
Пятый предприимчив. Если достиг или утратил цель и растерялся, то это похоже на третий уровень. А если не успел осознать достижение, как уже обрел новое стремление, и не одно, то это похоже на пятый. Пятый без третьего так же поверхностен и неустойчив, как четвертый без второго.
Шестой уровень — знание.
Седьмой — ответственность и долг.
Восьмой — гуманизм.
Восьмой хорош, когда легко раскладывается на шестой, четвертый, второй. То есть когда не невежда, не амеба, не разболтанный.
Седьмой хорош, когда в исполнении высокого долга присутствует и веселая предприимчивость, и волевая целеустремленность.
Люди, находящиеся на соседних уровнях, неплохо ладят между собой. Один — внимательный ученик, другой — терпеливый учитель. Человек знания — учитель для предпринимателя, предприниматель — учитель для ролевого, ролевой — кладезь находок для целеустремлённого, а тот, в свою очередь, показывает смыслы жизни ритмичному. Учителю приятно и полезно присутствие ученика или учеников, союз выходит обоюдовыгодный.
Если уровни двух людей расположены через один, то есть более высокоорганизованный воспринимает другого как злую пародию на себя, а тот обессиливает под бременем чрезмерных требований пока недоступного уровня, то конфликт почти неизбежен.
Общение через два уровня чревато унижающим сочувствием и самоуничижением.
Отличное взаимопонимание у находящихся на одном уровне. Культура хоть и влияет на их взаимоотношения, но не фатально. Одноуровневые редко культивируют мешающие общению предрассудки. Ответственные уважают друг друга, даже если находятся на противоположных сторонах баррикады. Людям знания только дайте сцепиться языками — не расцепите. Предприимчивые узнают друг друга издалека. Ролевые, оказавшись рядом, начинают представление даже в отсутствие публики. Целеустремленные объединяют усилия. Ритмичные согласуют ритмы.
Если вам тяжело на душе без видимых причин, то ваш актуальный уровень оказался через один от потенциального. Сумеете сделать шажок на следующую ступень — и ваш потенциал становится вашим учителем, обеспечивая творческое вдохновение. К примеру, застрявший в роли двоечника, став предприимчивым, может превратиться в человека знания. Это не мешает оставаться двоечником, но и не вынуждает им оставаться, от предыдущего уровня — свободен.
Люблю ТУАИ, но не умею ею пользоваться. Потому что когда почти все вокруг на третьем или четвертом уровне, гармония достигается деградацией. Деградировать не хочется. А подбить свое окружение совершить прыжок на верхние уровни не так-то просто. Ведь все знают о боли деградации и предпочитают гармонию с еще более широким окружением 3−4 уровня.
Одновременный прыжок всех ввысь создаст эпоху. Но создание целой эпохи — задача не для трусливого большинства. Нужен лидер, который рискнет рвануть вверх всех и сразу. У нас был один такой. И даже не один.
Следующий, возможно, уже среди нас…
Ох, не люблю я это "Нужен лидер"... Этими заявками как-то сильно занижается личная ответственность, и происходит как в старой студенческой миниатюре, где хаотичное движение отдельных людей, разводящих руками "а что я мог сделать один?" сменяется на марширующую большую колонну, скандирующую этот лозунг четко и ритмично.
Патернализм и жажда вожака - несимпатичная такая штука.
Лучше не ждать того, кто поведет за руку в светлое будущее, а просто делать то, что можешь - и пусть будет что будет. А кто при этом на каком уровне находится - это их сфера ответственности. В наших силах помочь, кому можешь. Где словом, где делом.
Это в общем не совсем по теме статьи, зацепила вот только эта строчка про лидера. А разные попытки упорядочивания мира и общества - штука конечно интересная, но имеет смысл только для того, чтобы хоть какой-то порядок в своей голове навести. Но не как способ оценки уровня тех, кто нас окружает. Как ни схематизируй - обязательно ошибешься.
1 Ответить
Личная ответственность хороша по отношению к близким, к своей работе, но не в огромных масштабах, выходящих за пределы компетентности. То, что может сделать лидер страны, не может быть личной ответственностью каждого.
Но я совершенно согласна с Вами в том, что не стоит быть амебами и спихивать все на лидера.
0 Ответить
Елена Ермолова, конечно, я согласна, что личная ответственность каждого находится в пределах компетентности. Уровень компетентности находится в зависимости от масштаба личности, т.е. у каждого свой. У кого-то это всего лишь он сам, у кого-то - круг близких, а у кого-то страна, и даже больше. Правда, стоит отметить, что не всегда заявленная компетентность соответствует реальной.
Но если каждый на своем собственном месте будет делать то, что по его уровню и масштабу делать надо бы, все понемногу будет приходить в порядок.
Мы с вами тут в одну сторону смотрим, просто выражаем разными словами.
0 Ответить
Точно!
0 Ответить
Елена Ермолова, однако "авторский персонаж" (ЛГ не подходит) пишет:"Люблю ТУАИ, но не умею ею пользоваться. Потому что когда почти все вокруг на третьем или четвертом уровне". То есть пользуетесь? Что-то подобное читал раньше, не пользуюсь, но принимаю вовнимание.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Николаевич, если не умею, то могу пользоваться, не умея, могу не пользоваться.
0 Ответить
Картинка с одним и тем же человеком в разных ролях. Четкий 4-й уровень: роль сменил - гуманизм проявил, еще раз сменил - прежнее отменил. Будь для него наивысшим достижением третий уровень и цель - уничтожить врага, то сказанное Вами было бы полностью исключено.
Я не живу на всех уровнях, не выходит. И, как показывает опыт, большинство людей на самом деле не рискует отрываться от 3 и 4 уровней.
Есть много признаков того, что страна была на шестом уровне и училась у ответственного седьмого. Сейчас авторитетен предприимчивый пятый. Или так было в 90-е? Опустились. Где-то в памяти есть былое. Но это не значит, что оно активно сегодня и сейчас. У кого-то активно.
Польза действительно на уровне анализа. А какая еще может быть?
0 Ответить
Елена Ермолова, ТУАИ хорошая абстракция, но вы как то упрощенно к ней подходите. Вот вы на всех уровнях живете, а кто то только до 4 да и то с пропусками. Однако да же и тот кто на картинке с копьем, может проявить гуманизм, когда приставит копье к горлу раненного врага. Надо говорить пожалуй о балансе, кто - сколько - на каком уровне проводит, по сравнению с другим. И польза может быть пожалуй только на уровне само анализа, анализа окружения и само совершенствования и не более того.
Оценка статьи: 5
0 Ответить