Именно её изобразил художник на знаменитом полотне. Оно так и называется — «Танцовщица Камарго». Это была выдающаяся балерина первой половины XVIII века. С её именем связано немало новшеств в искусстве хореографии. Она была олицетворением виртуозного танца той эпохи. Жизнь артистки буквально овеяна легендами.
Трудолюбивая ученица
Её полное имя — Мари Анн де Кюпи де Камарго (1710−1770). Родилась она в Брюсселе, в семье испанского музыканта. О ранних годах будущей знаменитости рассказывали удивительные истории. Утверждали, что маленькая Мари, ещё не умея ходить, проявляла способности к танцу — она двигала руками в такт музыки. Вымысел это или нет — сложно сказать, однако талант девочки действительно был замечен очень рано. Первым учителем Мари стал её дед.
Ещё в детские годы она начала выступать в домах знати. На способную девочку обратили внимание и даже собрали деньги для того, чтобы она смогла продолжить обучение. Юная Мари отправилась в Париж. Там она начала заниматься у Франсуазы Прево — одной из звёзд Королевской академии музыки и танца. Многие стремились учиться у знаменитой артистки. Однако Прево была очень строгим и взыскательным педагогом — не все справлялись с её высокими требованиями.
Мари отличалась редким прилежанием и трудолюбием, что помогло ей быстро добиться больших успехов. Затем она выступала по контрактам в нескольких театрах и, наконец, появилась на сцене Королевской академии музыки и танца. Дебютантке предстояло исполнить довольно сложный номер, но справилась она с ним превосходно. Это была часть дивертисмента «Характеры танца», который поставила её учительница Прево.
Собственный стиль
Камарго хорошо знала свои достоинства и недостатки. Она не отличалась особенной красотой, зато обладала прекрасной выворотностью ног, гибкостью и пластичностью. Ей хотелось в полной мере проявить свои сильные стороны. С присущей ей смелостью она начала исполнять танцы в быстром темпе. Стремительность, живость, лёгкость движений отличали стиль этой артистки.
Она стала первой из балерин, освоившей разнообразные прыжки. Разучила их она под руководством знаменитого танцовщика Мишеля Блонди. Великолепно исполняла Камарго изящные заноски — прыжки, где одна нога ударяется в воздухе о другую. Прежде подобные элементы были достоянием лишь мужского танца. Она отточила своё мастерство до бриллиантового блеска, о чём свидетельствовали её современники.
Новый наряд
Мелкие движения в стремительном темпе и прыжки было сложно исполнять в длинных платьях из тяжёлых тканей. И Камарго со свойственной ей смелостью решилась на внесение изменений в устоявшийся танцевальный костюм. Она укоротила юбку до щиколоток, отказалась от высоких каблуков, сняла массивные украшения. На знаменитой картине Ланкре артистка изображена в усовершенствованном ею танцевальном костюме.
Разумеется, не все благосклонно встретили такие изменения. Первый выход на сцену в новом наряде обернулся скандалом. Однако молодая танцовщица, не обращая внимания на возмущение части зрителей, продолжала выступление. Через некоторое время другие артистки взяли на вооружение оригинальные новшества. Что интересно, подражать Камарго начали даже парижские модницы — носить платья, туфли, причёски и шляпки в её стиле.
Легенда театра
В 1-й половине XVIII века ещё не сформировался жанр сюжетного балетного спектакля. Основу репертуара Мари Камарго составляли танцы в операх, дивертисментах, а также отдельные номера. Очень красив был в её исполнении менуэт. Она буквально скользила по сцене лёгкими шагами. Зрители, затаив дыхание, следили за каждым её движением.
Немало шума наделало соперничество между Мари Камарго и другой танцовщицей — Мари Салле. Эти артистки были очень разными. Камарго делала ставку на виртуозность, однако проигрывала как актриса. Салле, напротив, отличалась неподражаемым даром пантомимы. Но обе артистки стремились привнести нечто новое в сценический танец своего времени. Это подготовило почву для дальнейшего развития балетного искусства.
Жизнь Мари Камарго была богата приключениями. Биография артистки не раз будоражила воображение хореографов, либреттистов, композиторов. В частности, Шарль Лекок написал оперетту «Камарго». Балет с таким же названием поставил Мариус Петипа на музыку Людвига Минкуса. А картина Никола Ланкре по-прежнему приковывает к себе взгляд. Порой кажется, что танцовщица вот-вот оживёт и закружится в стремительном танце…
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...