Он ушел от нас в вечность на 98-м году жизни, прожив долгую творческую жизнь. 80 лет он посвятил театру, работая вначале актером, а затем великим режиссером. Можно только поражаться его таланту и неутомимости.
Держу перед глазами список его актерских работ, их 37, вроде немного за почти тридцать лет службы на сцене. Правда, пять с лишним лет надо вычеркнуть, это были военные годы. В первой войне, которая называлась у нас войной с белофиннами, он принял непосредственное участие — на фронте, а в Великой Отечественной служил в ансамбле НКВД.
После войны Юрий Петрович вернулся в родной театр, где ему, молодому статному красавцу, доверили такие заглавные роли, как Сирано в «Сирано де Бержераке», Ростана и Ромео в «Ромео и Джульете» Шекспира, а также Олега Кошевого в «Молодой гвардии», Кирилла Извекова в «Первых радостях» и «Необыкновенном лете»; Треплева в «Чайке» и ряд других. За роль Телятина в спектакле Горького «Егор Булычев и другие» в 1952 году Любимов получил Сталинскую премию, в 1954 году он был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.
К сожалению, мне не удалось увидеть спектакли с участием Юрия Петровича, но о его способностях можно судить по тем замечательным ролям, которые он подарил нам в кино. Их тоже не много, в 17 фильмах снялся Любимов, но какие это фильмы и какие роли он сыграл в них…
Это и великолепно-остроумный и преданно-подобострастный премьер-министр в «Каине XVIII», и смешливый французский летчик Ларошель с вечным «чучелом» из прекрасной лирической кинокомедии «Беспокойное хозяйство», и Пятница из «Робинзона Крузо» с его зажигательными ужимками и гримасами. Отдельно следует отметить скромного и стеснительного Андрея в «Кубанских казаках», влюбившегося с первого взгляда в задорную героиню Клары Лучко. Как он хорошо сыграл эту небольшую, но важную для восприятия фильма роль.
Любимов всей душой стремился в режиссуру. У него было свое мнение по воплощению каждой роли, каждого эпизода всех тех спектаклей и фильмов, в которых он играл сам и которые видел в исполнении других актеров. В 1959 году на сцене театра им. Вахтангова ставят спектакль по пьесе А. Галича «Много ли человеку надо». Наверное, это было очень символично, что художественный руководитель театра Е. Симонов доверил эту постановку именно Ю. Любимову — другу Галича. Пьесу очень тепло приняли и зрители, и критика, но интересно мнение автора и режиссера, которые высказались о ней через несколько лет.
Это оказался единственный спектакль, поставленный Любимовым в Вахтанговском, и снова продолжалась актерская работа. Но случилось чудо…
Любимов с 1953 года преподавал в училище им. Щукина. В 1963 году произошло два события: во-первых, Любимов поставил со своими студентами дипломный спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана», а во-вторых, изжил себя Московский театр драмы и комедии, прекратив свою работу и освободив театральное здание, размещенное напротив станции метро Таганская-кольцевая. Как получилось, что именно Любимову поручили вдохнуть в него жизнь, я не знаю. Известно только, что в 1963 году в это театральное здание пришла новая труппа со своим художественным руководителем Юрием Петровичем Любимовым и готовым спектаклем — «Добрый человек из Сезуана».
Через год новый театр, со временем получивший самое простое название из всех возможных — «Театр на Таганке», принял первых зрителей. Маститый мастер (в это время Любимову уже исполнилось 45 лет) и его совсем молодые артисты смогли сделать то, что было не под силу другим творческим коллективам. Философская пьеса великого драматурга получила новое прочтение, которое было понятно всем — от заядлых театралов до совершенно неискушенной молодежи. Это был фурор. С первого дня молодой авангардный театр стал тем местом, куда начали ломиться желающие прикоснуться к театральному искусству.
Одна за другой шли премьеры спектаклей, ставших легендарными: «10 дней, которые потрясли мир» и «Гамлет», «Жизнь Галилея» и «Мастер и Маргарита», «Послушайте» и «Борис Годунов», «Пугачев» и «А зори здесь тихие». Перечисление можно продолжать и продолжать, ведь всего было около 50 спектаклей, и среди них неудачи отсутствовали. Другого подобного феномена в наших театрах во второй половине прошлого века не было. Следует учесть, что зачастую для постановки Любимов брал прозаические или поэтические произведения и приводил их к состоянию, в котором его режиссерский гений находил возможность представить их со сцены на суд зрителей.
Любимову удалось создать уникальный коллектив, актеры театра творили на сцене чудеса. Далеко не мода влекла на «Таганку» тысячи поклонников. Режиссеру удалось создать новый театр — театр, чьи постановки затрагивали темы, волнующие зрителей, которые могли если не ответить на их самые жгучие вопросы, то, по крайней мере, подталкивали к самостоятельным ответам на них.
В одном из интервью Любимов признался: «Если бы я пришел в „Театр на Таганке“ без собственного спектакля, программы и актеров, меня бы просто „провернули через мясорубку“ до состояния фарша».
Выходя из театра, зрители долго не могли придти в себя, с трудом адаптируясь к достаточно жестокой реальности. Через спектакли «Театра на Таганке» к ним пробивался свет какой-то неосознаваемой свободы. Естественно, это вызывало многочисленные запреты и цензурные чистки. Как удавалось режиссеру их преодолевать — не ясно, но некоторые спектакли, «полежав на полке», все же выходили в свет.
Юрий Петрович стал одним из самых знаменитых режиссеров в мире. Его начали приглашать ведущие театры и, что поразительно, не только драматические. Бывало, что пока «Театр на Таганке» находился на зарубежных гастролях, его главный режиссер попутно занимался режиссурой в неподалеку находившемся зарубежном театре. Любимову удалось в те счастливые для «Таганки» годы поставить спектакли и оперы в Германии, Венгрии, Италии и Англии. Таких спектаклей, поставленных мастером в жестоком временном цейтноте, оказалось около дюжины. Отдельной строкой следует отметить четыре оперных постановки в Ла Скала, в том числе «Хованщину» и «Бориса Годунова» Мусоргского.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...