Сюжет, выбранный Леонардо, очень подходил для монастырской трапезной. На картине был изображен традиционный пасхальный ужин Иисуса с учениками, который оказался последней трапезой в его земной жизни.
На иврите эта праздничная трапеза называется «седер». Слово «седер» означает «порядок». Пасхальная трапеза у евреев происходит по строго расписанному регламенту. Но в этом достаточно жестком порядке имеется большой простор и для импровизации, и для обсуждения вопросов веры. Настоящий седер — это не только обильная и вкусная еда, но и умная беседа, которая начинается с изложения истории Исхода из Египта, а дальше может извиваться очень прихотливо в зависимости от ума восседающих за столом с традиционными пасхальными блюдами.
В «Тайной вечере» никакой еды, кроме хлеба, на столе нет. Да и хлеб, изображенный Леонардо, мало напоминает мацу, коржи из бездрожжевого теста, которые находятся на еврейских столах в течение всей пасхальной недели. Впрочем, подобные анахронизмы в те времена никого не волновали. Евангелия рассказывают, что разламывая мацу, как того требует традиция, Иисус сказал, что хлеб — его тело. А выпивая один из положенных четырех бокалов вина, назвал это вино своей кровью. Что означали для учеников эти слова? Это было прощание? Завещание? Из этих слов во всех христианских религиях родился один из важнейших обрядов — причастие хлебом и вином (евхаристия).
А всего за несколько мгновений до «преломления хлебов» Иисус сказал о том, что один из учеников предаст его. Драматический момент! Каждый из сидящих за столом воспринимает это известие по-своему. Что и изобразил Леонардо на своей картине. Изобразил, без сомнения, мастерски.
Фигура Иисуса размещена так, что на нее обращено все внимание зрителей. Линии перспективы на картине сходятся в одной точке. Именно в этой точке расположена голова Иисуса. Все апостолы сгруппированы по три, и за спиной Иисуса три окна, и сама его фигура — треугольник. Так Леонардно зашифровал в своей картине символ троицы. А для того, чтобы картина выглядела более реальной, свет, который освещает всю изображенную сцену, падает слева. В реальной трапезной свет тоже падал слева, из настоящего окна. Тем самым события, описанные в Евангелиях, связывались с тем днем, в котором живут зрители картины Леонардо.
Картина эта прославилась едва ли не сразу же после того, как была закончена. Мастерский рисунок, многоцветье одежд персонажей, идеально прорисованная перспектива — все это делало картину необыкновенно похожей на реальность. Думается, что на зрителя 15-го столетия «Тайная вечеря» действовала сильнее, чем на зрителя современного. Зритель 15-го века безусловно верил в евангельскую историю. И картина, столь удивительно похожая на реальность, была для него словно фотография с места события.
К сожалению, есть еще одна причина, по которой зрители 21-го века могут завидовать зрителям, разглядывавшим картину 500 лет назад. За прошедшие годы «Тайная вечеря» изрядно пострадала, и прежнее великолепие в ней разглядеть нелегко.
«Тайную вечерю» часто называют фреской, но это не так. Фреску пишут по свежей, еще влажной штукатурке. Отсюда и название, происходящее от итальянского слова «fresco» («свежий»). Однажды сделанный мазок на фреске исправить нельзя. Леонардо же покрыл стену специальным грунтовочным слоем, по которому потом писал темперой, минеральными красками, замешанными на яичном желтке. Подобный способ сделал цвета на картине более сочными и яркими, чем они бы получились на фреске. Эта яркость цветов тоже пленяла зрителей.
Однако подобное новаторство пагубно подействовало на картину. «Тайная вечеря» стала разрушаться всего несколько лет спустя после завершения работ. Краска начала отслаиваться, и уже через 20 лет работа Леонардо лишилась прежней яркости. В 1652 году в стене, на которой была сделана роспись, проделали дверной проем. Позже этот проем заложили кирпичом и заштукатурили.
Ступни Иисуса нынешние зрители не увидят никогда. В 1668 году работу Леонардо решили защитить и закрыли ее занавесом. Хотели как лучше, получилось — как всегда. Занавес перекрыл естественную циркуляцию воздуха, и под ним повысилась влажность. Краска стала шелушиться. Когда занавес отодвигали, он при движении сдирал отставшие кусочки краски. Картину Леонардо несколько раз пытались реставрировать, и не всегда удачно. В 1821 году роспись даже попытались перенести в специально оборудованное помещение. С фресками подобный фокус удавался, но «Тайная вечеря», как уже было сказано, фреской не являлась. Так что пришлось оставить ее на прежнем месте.
Кстати, о том, что «Тайная вечеря» нарисована на стене и потому увезти ее невозможно, очень жалел Наполеон Бонапарт. Он захватил Милан в июне 1796 года, увидал роспись Леонардо и, несмотря на довольно плачевное состояние этой картины, пришел от нее в восторг. Не будучи слишком отягчен правилами морали, Наполеон вывез бы шедевр из Италии во Францию, как он это часто делал.
Но ломать стену в монастырской трапезной было бессмысленно. Наполеон придумал другое решение. В 1806 году он, уже император, заказал римскому мозаичнику Джакомо Рафаэли (Giacomo Raffaelli) (1753−1836) большую мозаику с точной копией понравившейся ему картины. Мозаичную «Тайную вечерю» Наполеон решил разместить в Лувре.
Джакомо Рафаэли был одним из трех римских мастеров, освоивших венецианскую технику микромозаики. Эта техника состояла в изготовлении специальных заготовок из цветного стекла самых разнообразных цветов и оттенков. Нагревая заготовки, из них вытягивали нити различной толщины. Из этих нитей нарезали стеклянные кусочки, а из этих кусочков складывали мозаичную картинку. Благодаря тому, что кусочки мозаики были очень мелкими, а их цвета — очень разнообразными, техника микромозаики позволяла изготавливать красивые картинки, которые выглядели, словно живые. Технику микромозаики применяли для создания прекрасных мозаичных картин в ватиканском соборе святого Петра.
За восемь лет заказ Наполеона был выполнен. Огромная картина Леонардо размером 460 на 880 сантиметров была в точности скопирована на 12 больших мозаичных плит общим весом в 20 тонн. Дж. Рафаэли восстановил поврежденное в некоторых местах изображение по нескольким копиям росписи, сделанным в разное время. Благодаря этому, зрители смогли увидеть, например, узоры на коврах, которые висели на стенах, и ноги Иисуса, выглядывающие из-под стола. Леонардо, намекая на близкую гибель Иисуса, изобразил ноги Спасителя так, как будто бы он уже распят.
Восемь лет — большой срок. В 1814 году, когда Рафаэли завершил свою работу, империи Наполеона уже не существовало, а сам заказчик пребывал очень далеко и от Франции, и от Италии — на острове Святой Елены, посреди Атлантического океана.
Аховое положение! Кому передать заказ? Кто оплатит работу?
К счастью для художника, в 1809 году Наполеон Бонапарт расстался со своей первой женой Жозефиной де Богарне (1763−1814), а в 1810 году женился на одной из дочерей императора Австрии, Франца II. В те времена среди европейских монархов ходила шуточка относительно австрийского императора: все войны он проигрывает, зато очень удачно выдает замуж дочерей.
Император Франц II выкупил заказ своего заточенного в узилище зятя. Первоначально он хотел поместить мозаичную копию «Тайной вечери» в венском дворце Бельведер. Но когда оказалось, что мозаика слишком велика для этого дворца, ее передали церкви общины миноритов (Minoritenkirche), расположенной в центре Вены, недалеко от императорского дворца Хофбург. Община миноритов входила в орден нищенствующих монахов, основанных святым Франциском из Ассизи. Таким образом, справедливость в некотором смысле восторжествовала. Копия картины великого художника Италии оказалась в церкви, посвященной самому знаменитому святому, уроженцу Италии.
Именно сюда, в Вену, в Миноритенкирхе, стоит прийти, чтобы во всех подробностях разглядеть знаменитую «Тайную вечерю» и насладиться этой картиной в полной мере, как это доводилось первым зрителям творения гениального Леонардо да Винчи.
Интересная статья! А совет по металлоискателю очень актуален. Вот дожились в 21 веке... С уважением и миром,