Неприязнь к понятиям «надо» и «нельзя» обычно возникает в детстве. Когда родители учат нас, что надо и что нельзя делать в жизни — это, разумеется, является определенным управлением над нами. Не всякому нравится, что им управляют, даже если это идет ему на пользу. Поэтому, когда мы выходим из детства, возникает большой соблазн вообще отказаться от понятий, связанных с управлением.
Но такой подход является ошибочным. Дело в том, что понятия «надо» и «нельзя» были придуманы не просто так — они были изобретены для того, чтобы наши высшие потребности побеждали низшие. Чтобы потребность плодотворно работать и зарабатывать деньги преодолела потребность читать книжку или играть в игрушку. Чтобы потребность стать сильными и здоровыми преодолела потребность расслабленно сидеть или лежать. Чтобы потребность общаться с людьми и заводить отношения с противоположным полом преодолела потребность не обращать внимания на внешний вид и вести себя как попало.
И чтобы отличить первые, примитивные, желания от вторых, высших необходимостей — были введены понятия «надо» и «нельзя». Эти понятия отличаются, к примеру, от «хочу» или «боюсь» тем, что они говорят не о сиюминутных желаниях и страхах, а о далеких целях и полезных ограничениях.
Причем, что самое интересное, жизнь устроена так, что без «надо» и «нельзя», без работы над собой, невозможно удовлетворить свои «хочу» и «не хочу». Ведь чтобы достичь желаемого, надо вначале сделать нежелаемое, но необходимое. А чтобы избегать нежелаемого, надо отказываться от желаемого, но вредного. Путь к любой желаемой цели практически никогда не идет только через приятные усилия — но даже неприятные усилия предпринимать все равно нужно. Потому что иначе желаемого мы не достигнем вообще никогда.
Отказ от понятий «надо» и «нельзя» — это, на самом деле, обычный инфантилизм. Это отказ принять реальность такой, какая она есть. Это отказ признать, что жизнь не может состоять только из примитивных удовольствий. Отказ от самовоспитания — это путь в состояние беспомощного ребенка.
И напротив, умение пользоваться понятиями «надо» и «нельзя» — это путь во взрослую жизнь. И более того, судя по всему, это единственный путь во взрослую жизнь. Другого просто нет. Именно этим взрослые и отличаются от детей. Именно поэтому взрослые эти понятия любят, а дети — ненавидят и не понимают.
Поэтому, если вы хотите стать взрослым, полноценным человеком, если вы хотите добиваться сложных целей, если вы не хотите навсегда застрять в детстве — начните использовать понятия «надо» и «нельзя». Начните делать то, что надо. Начните не делать то, что нельзя. И вы увидите: ваша жизнь станет сложнее, труднее, но при этом — намного лучше.
На сей раз мне понравилось. Уж не знаю, как мне в детстве объясняли или просто говорили, что есть такое слово "надо" и что это просто "нельзя", но я не воспринимаю эти слова как плохими и принимаю их как должное, как сопутствующее нашей жизни. Пожалуй, соглашусь с одним из комментариев, что ребенку не надо просто говорить "нельзя", это же тебе не собака, которой даешь команды, надо обязательно объяснять, почему нельзя и так же со словом "надо", когда я разговариваю с ребенком и говорю ей "надо" тоже объясняю для чего и убеждаю, что никто кроме ее это не сделает, этим самым заставляю ее быть в жизни более ответственной, а если это надо мне, то прошу ее помочь мне, своей маме, поскольку больше некому в данный момент, ну иногда не отменяется момент воспитания пряником, я ей обещаю что-то хорошее, что она хочет и она знает, что я всегда выполняю свои обещания
Оценка статьи: 5
1 Ответить
> И напротив, умение пользоваться понятиями «надо» и «нельзя» – это путь во взрослую жизнь. И более того, судя по всему, это единственный путь во взрослую жизнь.
Спасибо, обойдемся без такой взрослой жизни...
0 Ответить
Марта Александрова, ну, обходитесь. Можно всю жизнь жить в детстве. Вот только прозрение может настигнуть в самую неподходящую минуту.
1 Ответить
Мартин Абалкин, можно всю жизнь прожить в детстве. Да, именно это я и собираюсь сделать. А чем мне это грозит?
0 Ответить
Мартин Абалкин, это как?.. Вот только прозрение может настигнуть в самую неподходящую минуту.
Даже сидя на горшке, можно просветлиться от знаний. Архимед в ванной нашел (Эврика), например.
0 Ответить
"Надо" и "нельзя" - понятия, по сути своей, тупые. Надо - и точка. Нельзя - и точка. Почему надо? Почему нельзя? А черт его знает... Как глупые родители не объясняют этого своим детям, так и те, превращаясь в глупых взрослых, не объясняют этого себе.
А ведь есть, например, такое простое и понятное слово, как "нужно", которое уже в себе содержит причину. Нужно - потому что есть какая-то нужда. Нужно, потому что...
Вот взрослый и разумный подход. Вместо того чтобы топать ногами и истерить, как трехлетний ребенок: "Надо-надо-надо!" - найдите и объясните причину. Почему нужно?
То же и с "нельзя". Почему вместо железобетонного "нельзя" (а некоторые еще любят так: "Нельзя, и все!") не объяснить: почему этого делать не стоит?
1 Ответить
Марта Александрова, Вы себе противоречите. В приведённом примере нет различия между "надо" и "нужно". Можно задать те же вопросы: У кого нужда? Кому нужно?
И для понятия "надо" тоже можно найти причину.
Таким образом Вы не объяснили почему, с Вашей точки зрения, понятия "надо" и "нужно" тупые.
1 Ответить
"Надо" и "нельзя" обычно употребляются без объяснений. Не слышали никогда? "Есть такое слово - надо". "Нельзя - и точка". "Нельзя, я сказал". И другие образцы "народной мудрости". Как правило, человек, употребляющий такие выражения, даже для себя не осознал - почему нельзя и посему надо.
Если же человек предпочитает говорить "нужно" вместо "надо" и "не стоит" вместо "нельзя", наверняка понимает, почему нужно и почему не стоит. И может это объяснить.
0 Ответить
Дело в том, что понятия «надо» и «нельзя» были придуманы не просто так – они были изобретены для того, чтобы наши высшие потребности побеждали низшие.
Осталось выяснить - когда были изобретены эти понятия.
0 Ответить
Коротко и ясно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не буду ставить оценок, но несогласие выскажу. «Надо» и «нельзя» играют подобную роль, когда они выработаны самостоятельно, а не навязаны извне социумом. Потому что давление социума конфигурируют элиты в своих интересах. Типа, надо с радостью работать на барина и нельзя отказываться от такого подневольного труда (ну и аналогичное применительно к иным эпохам, когда действовали иные формы принуждения эксплуатируемых к работе на эксплуататоров).
А на это наложились ещё и воровские «понятия», сконструированные в интересах лидеров криминального мира. В результате, при помощи этих самых «надо» и «нельзя» элиты как «благородные», так и «чумазые» ухитряются доить и чмырять широкие массы.
1 Ответить