Изначально в URIAH HEEP было два «центральных» персонажа: основатель группы — гитарист Мик Бокс и вокалист Дэвид Байрон. Именно Боксу и Байрону принадлежало авторство львиной доли композиций на первом альбоме «Very 'eavy… Very 'umble».
Они же написали и первый хит группы — «Gypsy» («Цыганка»). В оригинале это была достаточно длинная композиция на шесть с половиной минут, однако для сингла её сократили вдвое. В песне рассказывалась история юноши, который влюбился в цыганку, но её отец — цыганский барон — выступил против брака с чужаком. Тем не менее герой песни обещает вернуться более сильным и всё-таки отстоять свою любовь.
Впрочем, основная прелесть песни была не в тексте, а в музыке. Музыканты неожиданно решили заменить традиционный гитарный проигрыш органным. В аннотации к альбому было так и написано: «Ведущая вещь альбома, представляющая дикое органное соло и многодорожечные вокальные гармонии». Бокс не скрывал, что на это решение его во многом вдохновил боевой орган Джона Лорда из DEEP PURPLE.
Мик Бокс:
«Забавно, что мы сочиняли всё это в „Hamwell Community Centre“, где в соседней комнате репетировали DEEP PURPLE. Можете представить, как мы будоражили друг друга!»
«Дикое органное соло» сыграл сессионный музыкант Колин Вуд. Но ХИПЫ крепко призадумались — не взять ли им в группу постоянного клавишника? Так в составе URIAH HEEP появился Кен Хенсли, и квартет стал квинтетом.
Оказалось, что Хенсли не только уверенно жмёт на черно-белые клавиши, но ещё пишет отличные песни и очень неплохо поёт… Прямо, как у Высоцкого в «Песне Попугая»:
И просто кондрашка хватила пашу,
Когда он узнал, что ещё я пишу,
Читаю, пою и пляшу.
Благодаря столь разносторонним талантам, клавишник тут же превратился из «новичка» в главный «творческий двигатель» группы. На втором альбоме «Salisbury» (1971) Хенсли участвовал в создании всех песен кроме одной, при этом три композиции написал лично, а две из них до сих пор входят в «золотой фонд» URIAH HEEP.
Первая — это, безусловно, «Lady in Black», которая стала безумно популярной в Германии и СССР. По стилю это была абсолютно фолковая вещица, поэтому поначалу остальные члены группы отнеслись к ней без энтузиазма. Однако песня понравилась продюсеру Джерри Брону. Он же настоял на том, чтобы «Lady in Black» исполнил не Байрон, а сам автор. Композиция была настолько проста (всего два аккорда — ля-минор, соль-мажор), что к её записи в студии привлекли даже двух дорожных менеджеров (они бренчали вместе с Хенсли на акустических гитарах). Ну, а незатейливый припев «А-а-а» хором исполняли все присутствующие в студии, включая самого продюсера.
Мик Бокс:
«Было так весело, что инженер остановил запись не в силах её продолжать — мешал истерический хохот, а к концу записи я сам натурально катался по полу от смеха».
Именно благодаря «Lady in Black» я впервые обратил внимание на то, как здорово звучит акустическая гитара в сочетании с мощными раскатами ударника. Отечественному слушателю композиция может показаться несколько затянутой, но это если не понимать текста…
В своё время я долго гадал — кто же такая Леди в Чёрном? Оказалось, что это вовсе не Смерть, и даже не знаменитый призрак, тревоживший суеверных англичан в конце XIX века. Леди в Чёрном у Хенсли — дама, хотя и таинственная, но вовсе не зловещая. Напротив.
Общий сюжет таков. Утром герою песни является прекрасная незнакомка в чёрном плаще — некое подобие богини. Тот находится в подавленном состоянии после какого-то неудачного ночного боя и, кипя от ярости, просит у гостьи коней, чтобы «растоптать своих врагов». Однако та с неприязнью отвергает даже саму мысль о войне, «которую легко начать, но невозможно выиграть». В итоге Леди в Чёрном даёт герою мудрый совет («Сила не в числе») и «вдыхает жизнь в его сердце».
По поводу источников вдохновения этой мистической песни ходило немало легенд. Сам автор утверждал, что стихи были написаны осенью 1970 года в его английском доме в Бредфорде после неожиданного визита дочки местного викария. Видимо, у Кена была депрессия, а девушка произвела на него самое благоприятное и целебное впечатление…
Сама же песня была дописана уже в Германии и до сих пор является там самым известным хитом URIAH HEEP. В немецком хит-параде «Lady in Black» провела на 1-м месте 13 недель и вскоре получила премию «Золотой Лев» — европейский аналог «Грэмми». Зато в Британии она даже на сингле не вышла…
Похожим образом Хенсли написал и другую замечательную композицию — «The Park». Первыми появились стихи, где описывались красоты майского парка, а в последнем куплете неожиданно сообщалось, что здесь похоронен брат лирического героя, погибший на войне. Как говорилось в аннотации самих ХИПОВ: «Здесь группа интерпретирует печально неизбежные стороны жизни».
Музыка же появилась позже, когда в одном из домов Гамбурга в руки Хенсли попалась старинная фисгармония.
Кен Хенсли:
«Я верю, что у слов есть и ритм, и мелодия. Лично для меня очень легко подобрать хорошую мелодию под слова — после того, как эти слова уже написаны. В противном же случае мне очень тяжело».
Учитывая содержание текста, мелодия вышла одновременно прекрасной и печальной. Удивительно, что столь впечатляющего результата удалось добиться очень лаконичными средствами — снова два аккорда в основе, минимум инструментов, множество пауз, и поверх этого — деликатный фальцет самого Хенсли.
А вот критики выбирали совсем другие выражения. Особенно досталось заглавной композиции альбома «Salisbury», которую сами ХИПЫ называли своей «первой попыткой крупномасштабного композиторства». 16-минутную рок-сюиту с модной тогда оркестровой аранжировкой обозвали претенциозным подражанием «Концерту группы с оркестром», записанным DEEP PURPLE за два года до этого. Возможно, эта композиция и уступает грандиозным «Childe In Time» или «Stairway to Heaven», но столь суровой критики она явно не заслуживала.
Единственное, что действительно смущало, так это название. Дело в том, что Солсбери — это равнина в Уилтшире, где было две достопримечательности: знаменитый Стоунхендж и крупнейший английский полигон НАТО. То, что группа вкладывала в название альбома именно антивоенный пафос, ясно по обложке, где изображён английский танк «Chieftain». Вот только в тексте одноимённой песни ничего подобного нет — сплошные любовные нежности и любовные же страдания…
Вторая попытка «крупномасштабного композиторства» принесла более впечатляющий результат. Речь, конечно, идёт о композиции «Июльское утро» со следующего альбома «Look at Yourself» (1971). И снова — сдержанное молчание Северо-Запада и повсеместное признание в остальной Европе.
Частично пробить стену англосаксонского высокомерия URIAH HEEP удалось лишь на следующем альбоме — «Demons and Wizards» (1972), благодаря композиции «Easy Livin'». В Британии она хитом так и не стала, зато пробилась в американский ТОП-40. С этого момента у группы начался стабильный коммерческий успех и уколы критики стали не так болезненны.
URIAH HEEP сумели выстоять даже после ухода такого яркого такого яркого фронтмэна, как Дэвид Байрон (взять хотя бы достойный хит «Sympathy», записанный в 1977 году с новым вокалистом Джоном Лоутоном).
А вот после ухода в 1979-м главного композитора — Кена Хенсли — «золотые» деньки группы оказались сочтены. С этих пор и «Июльское Утро», и «Леди в Чёрном» слушатели могут услышать как на концертах очередного состава URIAH HEEP, так и на сольных выступлениях бывшего клавишника.
P.S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.
Сергей, очень нравится эта песня,дома у меня в закладках
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
3 Ответить
Сергей Курий, послушаю все композиции, спасибо
Ваши многие статьи у меня в закладках
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, а я уже прослушала и посмотрела на You Tube какие они там смешные в брючках клёш, лохматые, ох, наша молодость прошла, да и брючки такие не в моде, может еще мода вернется
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская,
Спасибо!
0 Ответить