Ясно же, что обычные люди по улице с автоматами не ходят. Вот и пришлось оперативникам, переодетыми в местных крестьян, вооружаться пистолетами Стечкина. Поскольку боестолкновения проходили на коротких дистанциях, из засад, автоматический пистолет показал себя с самой лучшей стороны.
Опыт успешного применения АПС был и в венгерских событиях в 1956 г. После изъятия АПС на склады в 1958 г. он так и лежал там до афганской войны. В этой войне использовался в основном бесшумный вариант пистолета Стечкина, АПБ. Однако, по воспоминаниям очевидцев, бесшумная модификация пистолета Макарова (ПБ) выполняла подобные задачи не хуже АПС, а габариты и вес имела гораздо меньше.
Дело в том, что для «деликатных» операций нужно тихо уложить человека с первого выстрела. Мало того, надо подобраться как можно ближе к противнику, патрон, даже такой слабый, как 9×18 ПМ, ослабляется в процессе выстрела ещё больше. Да, как ни странно. Плюс, штатный глушитель «Стечкина» практически не заглушает очередь, а массивный затвор при перезарядке довольно громко лязгает. Почему же его тогда применяли? А потому, что вообще бесшумных пистолетов под патрон СП-3 с запиранием газов внутри ствола просто не было. Вернее, говорят, оружие такое было, а вот патронов к нему… Вот и приходилось использовать оружие под доступный патрон.
Ещё один «ренессанс» Стечкина. 90-е годы, антитеррористическая операция в Чечне. За неимением лучшего, туда стали поставляться со складов и автоматические пистолеты Стечкина. Поскольку легенды, не подтверждённые практикой, гласили, что «Стечкин» — это автоматическое, компактное и универсальное оружие для поражения противника на расстоянии до 200 м. Это с таким-то слабым патроном! Реальные военные действия расставили всё по своим местам.
Выводы сделаны такие:
1. Там, где «разговаривают» автоматы и пулемёты, «Стечкину», с его слабым патроном делать нечего. Да, АПС довольно точен и может стрелять очередью. Дальность выстрела достаточна для боя в населённом пункте. Но рассуждая так, военные забыли один важнейший факт: противник на войне — это не неподвижная мишень, а живой человек, который двигается и, как ни странно, прячется. А слабый патрон не пробивал никакие препятствия, даже толстые доски, уже на расстояниях свыше 20 метров.
2. Роль «оружия последнего шанса» лучше выполняет компактный пистолет Макарова. ПМ также лучше подходит для осмотра чердаков, подвалов
3. АПС довольно габаритен и потому более заметен, чем ПМ. А простой солдат носить АПС не будет. Следовательно, в кого будет стрелять снайпер при прочих равных условиях?
4. АПС тяжел и неудобен. А в походах по горам каждый грамм на счету.
В итоге большинство «Стечкиных» были сданы на склады. Но не все. Есть у этого харизматического пистолета свои «фанаты», которые пользуются им и в настоящее время.
Интересный случай произошел в Германии, где во время объединения западной и восточной Германии на складах западной группировки войск осталось большое количество АПС. И эти пистолеты, после соответствующей «подгонки» под действующее немецкое законодательство в фирме Transarms, прошли лицензирование и поступили на вооружение одного из полицейских департаментов, где несут службу и в настоящее время. И это при огромном выборе новейших моделей таких фирм, как Heckler und Koch, Walther, Sig Sauer и Glock.
Никто не отрицает, что Игорь Стечкин создал оружейный шедевр. Также военные специалисты соглашаются, что такой класс оружия, как автоматические пистолеты, имеет право на жизнь. Но ограничений у этого класса оружия очень много, поэтому в полицейских операциях чаще всего используются другие виды оружия. Плюс слабый патрон 9×18 ПМ, который используется в АПС, ещё больше ограничивает сферу его применения.
И всё же… Показательный пример: охрана президента Чечни Рамзана Кадырова использует наряду с суперсовременными бельгийскими PWD P-90 и «старинные» пистолеты Стечкина. И это при огромной возможности выбора самого разнообразного оружия и боеприпасов.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...