Тем, кто хочет больше узнать о Егоре Летове.
«Здорово и вечно» целиком и полностью посвящен Летову — фигуре неоднозначной и настолько феноменальной, что, наверное, мало кто возьмется характеризовать его со 100-процентной уверенностью. Тем не менее картина претендует на правдивость хотя бы потому, что создана руками супруги и при участии тех, кто помогал Летову творить.
Фильм богат на комментарии музыкантов ГО — Игоря Староватова, Алексея Плюснина, Сергея Жарикова, Константина Рябинова. Все они рассказывают о тех отчаянных и невероятно захватывающих временах, когда ГО переворачивала умы молодого поколения 80-х. При этом нельзя сказать, что они считали себя равноправными членами группы. Все рокеры в интервью так или иначе замечают, что они просто помогали Летову. «И это нормально», — говорит в кадре Кузьма — один из соавторов ГО.
Лента, как вполне нормальный документальный фильм, последовательно описывает летовскую биографию. Но при этом повествование нет-нет, да и соскальзывает в объяснения глубоких материй личности лидера ГО. В начале довольно трогательно о юности Летова вспоминает его родной брат — Сергей Летов. Вот Егор приехал в Москву в ПТУ, подслушивал разговоры в электричках, на основе которых писал тексты, был побит местными гопниками, которые разбили ему очки (а он потом специально ходил с одним осколком). При этом сюжет ныряет в толщу летовского феномена: Москва была ему не по душе, там все куда-то спешили по делам, а он не из тех — у него другая, своя, реальность.
Особый интерес в ленте представляют высказывания самого Летова. «Однажды я послушал сразу несколько хороших пластинок, а потом собственную музыку — моя запись понравилась мне больше всего. Да так, что я стал от восторга скакать по комнате», — говорит он в одном из интервью. «Ни одной песни от доброты не сочинил», — убеждает он в другом комментарии.
Тем, кто хочет познакомиться с настоящим панк-роком.
Некоторые ценители рока, а иногда и их представители, как, например, Юрий Шевчук, ставят Егора Летова в один ряд с Башлачевым, Цоем, Моррисоном. Но те, кто хорошо знали лидера ГО, знают — его нельзя ни к кому приравнивать, он был абсолютно уникален и обособлен от других рок-групп. Его не очень-то принимала московская рок-элита. Зато он создал свой сибирский панк-рок — независимый, самобытный, выворачивающий реальность наизнанку, со всеми изъянами и уродствами.
Летов сам говорит, что не приравнивает свое творчество к искусству. Его парадигма — не интеллектуальные потуги, а драйв и психоделия. И это очень хорошо чувствуется в фильме, где показаны отрывки концертов и множество фотографий группы. Картина четко дает понять: рок Летова — это нечто за гранью реальности, нечто неосязаемое и бесконтрольное. «Главное — не музыка, а то, что за ней стоит», — говорят герои ленты. Они дают совет не вслушиваться в смысл, потому что в песнях ГО есть только 2−3 фразы, которые равны заклинаниям. Фильм изобилует музыкой — «Как закалялась сталь», «Здорово и вечно», «Все идет по плану»…
Картина раскрывает карты, почему игра ГО была намеренно «грязной», в смысле, некачественной. Это тоже уникальность, попытка не приукрашивать действительность, играть по-честному. Кстати, в том числе и этим «Оборона» взяла своих поклонников. Ведь ничто так не привлекает, как пластинки, записанные, что называется, на коленке — в обычной квартире.
В одном из своих интервью Летов поясняет: «Творчество — это как бы акт очищения, путь домой, через страдание, через расхлебывание всей этой чудовищной грязи, всей этой патологии. Через это преодоление возникает… Прорыв. Как озарение. Как осознание. Как утверждение, что ли. А когда ты достигаешь — там уже нет слов».
Особое значение в ленте уделено участию Янки Дягилевой в творчестве Летова. Рокеры рассказывают, как она на равных с ними правах участвовала в жизни группы, отказываясь выполнять чисто хозяйские обязанности — приносить им чай
Тем, кто хочет побывать в 80-х.
«Здорово и вечно» очень точно передает серую атмосферу 80-х. Сибирь, зеки, очереди и всеобщее уныние. «Лютое место Сибирь, тут не до тонких материй», — нагнетают ужас герои фильма. Кто-то называет Омск дырой, а кто-то и вовсе не стесняется в выражениях, как, впрочем, и положено рокерам: «Все это происходило в какой-то жопе». Повсюду мрак, система, и только Летов со своей командой вспыхивает то там, то здесь. Революционер до мозга костей, он создал свой мир, свои правила. И все больше и больше людей втягивались в его реальность.
КГБ не остался к Летову равнодушен, гэбэшники отправили борца в психушку, где его пичкали веществами, от которых часто не возвращаются к нормальной жизни. Но на то Летов и был, как бы пафосно ни звучало, вечным борцом, чтобы выстоять. Писал там бесконечно тексты, что его, может, и спасло. Интересна и история освобождения лидера ГО из психушки, о которой рассказывает его брат… Впрочем, об этом вы узнаете, когда посмотрите фильм.
В заключение скажу, что не нужно ждать от фильма шедевральной режиссерской работы. Лента на то не претендует, тем более это дебют Ольги Чумаковой. Многие пожалуются, что самого Летова там не очень много, но ведь все знают, что он не любил давать интервью. А в целом про картину, как, впрочем, и про самого Летова, можно сказать его же словами: здорово и вечно!
Мне тоже очень нравится БГ, но ГО - это из другой галактики. Энергетика у них диаметрально разная, но это не делает никого лучше или хуже. Если говорить коротко, то Егор честнее Гребня. Он не писал песни на русские построчные переводы англоязычных исполнителей (Боба Дилана или Джима Моррисона), не ёрничал, не хихикал в кулачек. На определенном периоде творчества Гребень решил сыграть в героя, но получилась просто мерзость, а Егор никого из себя не корчит, но он безусловно рок-герой, такой какой он есть.
Да, Летов мрачен, но он совершенно свободен в своей вселенной. Панк - это ведь не музыка, это мировоззрение на грани смерти, на пределе. Это и делает панк исполнителей свободными на время падения, ибо негативная энергетика панка саморазрушительна. Но у Летова панк - не цель (как у Кобейна, например), а лишь средство быть честным. По существу, он мрачный психоделик - это наш русский нигилистичный Джим Моррисон и его миры также запредельны, хоть и мрачны в своей безысходности.
0 Ответить
Мрачность по-своему хороша, но слишком уж серьезна. Способность ерничать — скорее плюс, чем минус… мне кажется. Как и ироничное отношение к себе.
Вы видели шаги по ступеням, но
кто сказал вам, что я шел наверх?
Я просто ставил опыты о том, какая
рыба быстрее всех.
1 Ответить
Наталья Осокина, сарказм никого не делал лучше - всякие Козлодоевы или Мочалкины блюзы - это как-то гадко. Имхо, конечно...
У Гребня мои любимые - это "День серебра" и Равноденствие" - "буддисткие" альбомы.
У тебя есть большие друзья, они снимут тебя в кино
Ты лежишь в своей ванной как среднее между Маратом и Архимедом
Они звонят тебе в дверь, однако входят в окно
И кто-то чужой рвется за ними следом
Они съедят твою плоть как хлеб и выпьют кровь как вино
И взяв 3 рубля на такси, они отправятся к новым победам
А вода продолжает течь под мостом Мирабо,
Но что нам с того - это дело мастера Бо
0 Ответить
Василий Белый, а по-моему, сарказм способен украсить любую серьезность…
И еще по-моему, ни честность, ни конформизм не измеряются степенью серьезности.
0 Ответить
Наталья Осокина, сарказм не украшает никого и ничего, ведь это насмешка.
Что касается серьезности, то честность её подразумевает, а комформизм не зависит от неё - приспособленцам важно соответствие и умение манипулировать.
Но это всё абстрактные величины, которыми не стоит злоупотреблять в отрыве от реальной жизни.
0 Ответить
Мне кажется, что как раз иронии Старика Козлодоева, да беспечности Мочалкиного блюза и не хватило Егору. И когда у БГ вода продолжает течь под мостом Мирабо, у Летова «Все это происходило в какой-то жопе»
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева Татарский, Егор пусть негативный, мрачный и угрюмый, но всё-таки идеалист и нонкомформист. Ему не до улыбок...
Гребень же мне видится этаким Хлестаковым, но с огромным поэтическим даром. Не я один сожалею, что такой большой талант дан такому мелковатому, в сущности, человеку
В общем, каждому своё.
0 Ответить
Василий Белый, немного странновато всё это выглядит. Вы восхищаетесь нонконформизмом Егора и тут же штампуете Борю. Подгоняя его творчество под хлестаковский мелковатый шаблон. Как-то непоследовательно протекает ваш анализ.
Да и сожаления о чём бы то ни было, с точки зрения творчества вообще, - как-то не очень.
Но в этом мире случайностей нет,
И не мне сожалеть о судьбе.
Он играет им всем, ты играешь ему,
Ну а кто здесь сыграет тебе?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева Татарский, помните из "Акустики":
Я инженер на сотне рублей,
И больше я не получу.
Мне двадцать пять, и я до сих пор
Не знаю, чего хочу.
И мне кажется, нет никаких оснований
Гордиться своей судьбой,
Но если б я мог выбирать себя,
Я снова бы стал собой.
Однако, в одном интервью с Джоан Стингрей я услышал, что Боря не прочь стать Дэвидом Боуи
Кстати, Егор удачно, и как всегда грустно, прикололся:
Я бы стучался в двери травы
И пел бы про Вавилон
И мне бы ужасно хотелось испить
Железнодорожной воды
И если б я смог выбирать себя
Я был бы Гребенщиков
Мне задрали руки мне забили рот
Мне забили руки мне задрали рот
Ты знаешь, наверное очень хуёво
Быть на свете тухлым и грубым.
Так что если б я смог выбирать себя
Я был бы Гребенщиков.ХОЙ!
Как говорится, почувствуйте разницу
0 Ответить
Василий Белый, Джоан Стингрей могла рассказать, что Витя Цой хотел стать Брюсом Ли. Об этом она, вообще могла знать лучше всех. И что?
Я хотел сказать только то, что если тебе кто-то не нравится, это не повод принижать его в угоду своих кумиров.
Боря - это Боря, а Егор - это Егор. Вы посмотрите на названия групп и у вас пропадёт желание сравнивать.
"Гражданская Оборона" - там чуваки на войне и "Аквариум" - созерцающий мыслитель, погружённый в самопознание себя и мира.
Тут разницы не почувствуешь.
И ты флейтист, но это не флейта неба,
Это даже не флейта земли;
Слава богу, ты не успел причинить вреда.
Ведь я говорил, что они упадут -
И они тебя погребли;
Небес без дождя не бывало еще никогда.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева Татарский, Дался вам этот Гребень - статья-то не о нем.
Но раз так хочется могу прояснить ситуацию.
То, что Боря хотел стать Дэвидом Боуи сказал сам Боря, давая интервью Джоан (я видел эту запись). Нестыковочка.
Что касается личного отношения, то я прекрасно отношусь к БГ, как к поэту и музыканту; но Боря, как человек не соответствует масштабу своего дарования. Это мое личное мнение и я в нем не одинок. При этом я никого не принижаю и Егор Летов отнюдь не мой кумир
Хотелось бы напомнить, что ГО - это Гражданская оборона и о войне они вообще не пели - этим у нас Цой занимался.
0 Ответить
Василий Белый, ну ладно. сравнивать не будем. Но и судить о масштабах чьего-либо дарования я то же не буду. Кто я такой?
Я жег их жизнь, как ворох газет -
Остался только грязный асфальт.
Но панк-рок уже мертв, а Боря еще нет
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сева Татарский, если уж так хочется сравнить, то Летов выглядит более цельным, целостным, но при этом более одномерным по сравнению с многообразием БГ. Боря более интересен как музыкально, так и стилистически.
Кроме того от Егора за километр разит русским духом, а Боря, как пела Умка "не пидорас, но поэт и жид" (а сама-то кто).
Гребень безусловно ближе к культуре хиппи, которую он и олицетворял в советское время. ГО - изначальный, ржавый панк.
Можно продолжать, но, думаю, этих основных различий вполне достаточно.
0 Ответить
Василий Белый, да нечего здесь сравнивать. Это разные планеты с абсолютно разными орбитами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ты выбежал на угол купить вина,
Ты вернулся, но вместо дома - стена.
Зайди ко мне, и мы подумаем вместе
О рыбе, что быстрее всех.
Какая рыба в океане плавает быстрее всех?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Имеющий глаза, всегда увидит. Не помню уже кто это сказал, а если учесть, что всё в поднебесной уже сказано, будем считать, что это я сказал.
Если человек смотрит, он всегда видит что-то своё и от этого он становиться частью этого мира, становиться причастным, становится счастливым. При всей неоднозначности Егора и кажущейся трагичности, человек он, наверняка, был очень счастливым. А от этого - интересным.
Как бы там ни было, но не совпало. У меня - не совпало. Знал, слышал, не зацепило. Я видел людей, погружённых в Гражданскую Оборону, узнавал их по цвету глаз. Однако, мой цвет глаз отражался в музыке серебряных спиц БГ, а значит, и живу я в другом мире. И, скорее всего, я буду из тех, кому не стоит смотреть этот фильм.
Тем не менее, меня всегда интересовали люди, которые сами смотрят, сами пишут. А если они ещё и сами поют об этом, они всегда будут интересны. И не важно, в какой форме и в каком жанре они себя выражают. Это всегда будет история этого мира.
Это мой нулевой километр
Начинаю отсчёт.... от Казани.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Пускай наш цвет глаз ненадежен, как мартовский лед", но похоже у нас опять пересекаются миры, Сева)
К Летову -- уважение на дистанции, сокращать которую не хочется.
1 Ответить
Наташа!
Мне очень хочется, чтобы, после того, что между нами произошло, вы позволили мне так вас называть, Наташа!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Осторожнее, Сева, еще немного — и как порядочный человек вы обязаны будете на мне жениться)) Предлагаю не доводить до такого банального финала)
Называть — называйте, что ж.
0 Ответить
Наташа, ну что вы, дело ведь не в том, что говорят. Важнее, кто это слушает. Так вот, мне ваши шутки очень нравятся, хоть и человек я, действительно, порядочный.
Финал бывает банальным, если он известен заранее. А когда всё развивается как в сказке, чем дальше тем интереснее, одно сменяет другое, за зимой идёт лето и всё по кругу, - не то что банального, вообще финала не бывает.
Содержательность и лаконичность не всегда нужна. Процесс важнее. Да же?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да вы, Сева, разведчик, как я посмотрю!))
Открытый финал всегда выглядит интереснее, согласна.
0 Ответить
Уж очень хотелось! ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гм, наверное это была не очень удачная шутка..)
0 Ответить