Экзамены ребята сдавали у себя, в республиках, поэтому, я так понимаю, за знания их не сильно там спрашивали. Значительно важнее для экзаменатора была не только национальность абитуриента, но и то, кому он приходится сыном, братом или будущим сватом. Так что процедура эта, в отличие от той, которую проходили мы, простые смертные, непосредственно в стенах будущей альма-мамы, во многом отдавала формальностью. Но пройдя этот, чисто формальный этап, человек становился студентом любого российского вуза,
Нет, так-то «национальные кадры» были неплохими ребятами, но вот знаниями явно не блистали. С одним из них у меня связана довольно забавная история из жизни…
Первая пара немецкого языка на первом курсе. Сразу после колхоза. Преподаватель, чтобы понять, что каждый из нас представляет, попросила по очереди прочитать по кусочку текста из учебника. Ну, я отбарабанил свои абзацы и передвинул книгу поближе к соседу. А тот, вместо того чтобы читать, тыкает пальцем в текст и тихонько, шепотом спрашивает у меня: «А это что за буква?»
Я ему отвечаю. Он за мной повторяет букву и передвигает палец по тексту на одну букву вправо. Говорю ему вторую букву. Третью. Он повторяет за мной. Сначала отдельные буквы, потом, после небольшой паузы, складывая их вместе в той последовательности, в которой они только что были озвучены. И так мы с ним доходим до «а умлаут». «А» с двумя точками наверху.
Ну, я, ничтоже сумняшеся, и говорю ему: «А умлаут». Он же буквы спрашивает, не дифтонги! Парень, естественно, повторяет. Аудитория на секунду, другую замирает. Переваривает только что услышанное. А переварив, взрывается гомерическим хохотом.
И ничего страшного. Ну, не знает человек латинских букв. Просто потому, что хотя он «национальный кадр» и приехал на учебу из той самой республики, где, по слухам, тепло и много яблок, но сам, как это ни удивительно, русский. А у нас ведь родной язык на кириллице. Откуда ему знать латиницу? Всё объяснимо.
В общем, перевели моего однокурсника в специальную группу и весь учебный год я переводил ему тексты типа «Марта унд Анна баден». А он получал за них свои законные трояки. Но доучился вместе со всеми и диплом получил. Правда, больших высот в своей профессии не достиг. Но не потому, что знаний не хватило. Со временем ему не повезло.
После того как развалился Союз и бывшие союзные республики стали суверенными, там, на востоке, свысока стали поглядывать на русских. Чего вы, мол, тут делаете? Пришлось уехать. И что тут поделаешь? Не изобретены ещё приемы рукопашного боя против самого обычного, но надежного и увесистого лома…
А вот другой мой однокурсник стал большим… Очень большим человеком у себя в республике. С этим «национальным кадром» история у меня случилась уже на выпускном курсе…
Сидим мы, всей специальностью, в аудитории и зачитывают нам темы дипломов. «Кадр» наш был с фамилией, начинавшейся с буквы где-то в самом начале алфавита. Ну, а у меня — в середине. Потому я и сижу такой расслабленный. Как он вдруг оборачивается ко мне (а его место оказалось прямо передо мной) и спрашивает: «Костя, слышь… А основные фонды — это что?!» Тема у него была такая — о повышении эффективности использования основных фондов на каком-то конкретном предприятии.
Я чуть под стол не упал. Основные фонды, оборотные средства, амортизация
Ничего, написал он диплом. И даже защитил его. На стандартную, государственную оценку. План-то по выпуску тоже надо выполнять.
Потом, ребята говорили, стал мой однокурсник замминистра лесного хозяйства в одной из наших закаспийских республик. Тех самых, где пустынь куда как больше, чем всех деревьев вместе взятых. А для того, чтобы эти деревья ещё и лесом стали, они, между прочим, должны сомкнуться кронами. Но даже если лесов у них и немного, чтобы управлять отраслью, хоть какие-то знания должны всё-таки быть?!
Оказывается, это — не столь важно. Главное, что ты той национальности, которой надо. И диплом у тебя соответствующий на руках. Причем достаточно престижного и уважаемого вуза…
Я училась в техническом ВУЗе. Так что, все среднеазиаты и корейцы учились прилично. И отчисляли их наравне со всеми. Не знаю, насчет кубинцев, они на нашем факультете не учились, слишком сложный.Говорят, что негры часто вылетали, а вот испанцы нормально учились. Негры пить начинали, ладно бы посещали занятия, да лекции писали. Пускались в загул. Немцы из ГДР, очень прилично учились.
0 Ответить
Статья в одном ряду с анекдотами про чукчу.
А нас тоже в группе были нац кадры, так они вполне прилично учились, не хуже других. Один, с Кавказа, оставлен в аспирантуре, защитился. Другой, казах, говорил по-русски лучше многих русских. А были местные (я жил и учился в Самаре), ну совершенно нулевые.
Так что мне статья не понравилась из-за скрытого высокомерия. Было бы смешно, если бы автор писал про себя, а так, что-то не очень.
0 Ответить
Трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно, если её там нет. Но Вы, Олег, сделали это. Нашли!! Мысленно я Вам аплодирую.
0 Ответить
Константин Кучер, еще сложнее найти в темной комнате черную кобру. Особенно, если она там есть!..) А по делу - нац.кадры всегда были слабее подготовлены. И их тянули за уши. Что б они в дальнейшем стали директорами, а русский спец. за него работал...
0 Ответить
Не совсем "национальный кадр" - в нашем институте учились инострацы, представьте, африканец со звучным "гибридным" именем: Исаак Нимпагаритсе. Представьте, как мы прикалывались. Хороший, к слову парень, умный, интеллигентный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Абрамова, что значит /Только пришла, а уже всех "рассудила"/? Если реакция читателей неинтересна, пишите в стол. Кстати, просветите меня, глупую из глубинки, депортации народов тоже входили в Программу КПСС и правительства СССР по развитию республиканских глубинок?
0 Ответить
Диана Соловьева, Не судите глупо! Депортация народов была политической необходимостью в определённый исторический момент. А в целом Советская власть заботилась о политическом и профессиональном росте национальных кадров. Я, как Сталинский узник, пробыв 17 лет в ссылке, отлично понимал, власть заботилась о национальных кадрах и делала для этого очень много.
0 Ответить
Где тот лес, а где урановые рудники?
Диана, а при чем тут депортация народов? Может всё-таки, вернемся к теме статьи? Или Вам неважно, о чем она? Главное, сказать своё "против". И громко сказать! А аргументацию можно подтянуть хоть из оперы Джезеппе Верди "Травиата". Да?
0 Ответить
Диана Соловьева, у меня здесь нет функций просветителя, и лично я не пишу статьи ни в стол, ни куда-либо ещё. Посему читателей у меня нет, есть коллеги-читатели журнала.
Оценка статьи: 1
1 Ответить
О как! Только пришла, а уже всех "рассудила".
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Мария Абрамова, Вы как думали! Свежая струя!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, струя чего?
Автор - пожалуйста, простите, чё-то глюкнуло у меня.
Оценка 5 (ПЯТЬ), конеШно!
Как бы кто исправил? Я ведь сама не могу. Даже свой первый коммент уже не могу отредактировать.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Умный человек понимает, что в любой нации есть абсолютно разные люди. Что толку от вашего образования, если вы не поняли таких простых вещей. Сеете раздор и межэтническую ненависть.
3 Ответить
"Национальные кадры". Статья из Wikia. Цитирую
Национальные кадры - Программа КПСС и правительства СССРпо развитию республиканских глубинок с возможностью роста и воспитания специалистов в различных областях народного хозяйства, науки и просвещения, подтягивая их до уровня столичного или городского образования.
Недостатки:
Дискриминация по национальному признаку и в первую очередь — русских.
Снижение качества и уровня знаний для поступающих студентов.·
Необходимость повтора школьной программы на первых курсах обучения, что отвлекало от научно-исследовательского процесса и развития знаний в ВУЗах, принижая качество образования.
Стремление вырваться из «глубинки» через поступление в ВУЗ и нежелание возврата в деревни и сёла для продолжения трудовой деятельности не очень-то способствовало развитию программы и благим намерениям.
Зачастую, низкая техническая база ВУЗов, а порой и её отсутствие с отрывом от производства, природы и сельского хозяйства не давало практических навыков и эксперимента, развивая идеалистическое представление о жизни в отрыве от реалий и возможностей, что также отпугивало студентов от желания возвращаться на производство, даже если они были направлены для учёбы за счёт предприятий.
Если я рассказываю об общеизвестных фактах, которые хорошо знакомы всем, кто сталкивался с этим явлением; если эти вопросы освещаются, в т. ч. и специалистами, в открытых источниках, где Вы Диана, увидели "разжигание"? Может, не будем говорить глупости?
1 Ответить
Константин Кучер, поменьше читайте всевозможные вики. отличная техническая база, преподавательский состав и практика на профильных предприятиях. В той же википедии есть определение переменного эл. тока: движение электронов по проводам. Одна эта фраза, поставила крест на всех электронных энциклопедиях.
0 Ответить
Не стоит так безапелляционно, Марина. Если прочитанное подтверждается твоим жизненным опытом, почему не читать?
Я тоже учился в техническом вузе. И что? Это делает меня (или написанное мною) ущербным, по сравнению с гуманитариями?
0 Ответить
Один мой однокурсник вообще нынче большой человек в закавказской республике. Он, правда, не в моей группе учился, а с моими друзьями на "гидроаэродинамике". Так вот, он когда прибыл на первый курс, не то что писать, а даже разговаривать по-русски толком не умел. Экзамены, по словам ребят, он всегда сдавал самым последним. К диплому он говорил по-русски уже довольно бойко, но в письме о твердый знак спотыкался.
Справедливости ради надо сказать, что в цифирях и технической части он каким-то образом умудрялся достигать определенных высот. Поразительно легко у него шла, скажем, начертательная геометрия. А однажды на третьем курсе он вообще сразил нас, когда неожиданно сделал совершенно точное замечание по ходу одной околонаучной дискуссии.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Был у нас парень из Киргизии. Откуда-то из тех мест, где в те времена у нас разрабатывали уран. Поэтому все мы очень удивлялись - как он попал в лесотехнический институт? Где тот лес, а где урановые рудники?
Так вот, интегралы он шелкал, как орешки. Даже девченки, заканчивавшие математические школы, пасовали. А он - решал.
Но его всё равно отчислили. Русский он так и не смог освоить. Отсюда и проблемы по большинству предметов, за исключением высшей математики. Жаль было. Я думаю, он был своего рода уникомом.
1 Ответить