Насыпные укрепления и средневековая каменная стена здесь были издавна, но только в конце XVI века, когда в 1581 году Нарва, в очередной раз, перешла в руки шведов, здесь началось совершенствование системы обороны. А со временем это привело к созданию взаимосвязанных каменных бастионов.
На плане видно, что все бастионы города Нарвы представляли собой мощную систему каменных сооружений, укрепленных земляными валами и составлявших цепь сообщающихся между собой оборонительных заграждений. В тех местах, где на плане видны разрывы, проходили дороги-сообщения. Самый большой разрыв между бастионами Гонор и Глория; в этом месте и сегодня сохранилась основная транспортная артерия — дорога и мост через пограничную между Россией и Эстонией реку Нарова.
В 1670—1680 годах, когда вместо земляных укреплений, признанных уже тогда недостаточно надежными для отражения нападений, вместо насыпей и дополнительно к ним стали возводить каменные стены с башнями. К примеру, с восточной стороны (относительно плана) на берегу реки возведен бастион Врангель (позднее он стал называться Пакс, что в переводе на русский значит — мир), на котором построены укрытые позиции для пушек. Сегодня его можно признать одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников фортификации в этих краях.
Строительство укреплений велось с опорой на уже известные к тому времени достижения инженерной мысли — шведскими фортификаторами применялись элементы из голландского стиля башенных укреплений и системы французского фортификатора С. Вобана, но, конечно же, нарвские бастионы имеют ряд неповторимых оригинальных черт. Укороченные куртины, защищенные широкими равелинами, длинные фасы и короткие фланки в совокупности с высокой башней «Длинный Герман» можно назвать нетипичными оригинальными чертами нарвского архитектурного ансамбля.
Строительство каменных укреплений с разной активностью велось с 70 гг. XVII века вплоть до завоевания Нарвы русскими воинами в 1704 году. К тому времени уже было введено в строй шесть бастионов. Остальные укрепления единой оборонительной системы к началу Северной войны оставались незаконченными. По задумке архитекторов специально возводились высокие и мощные (толщина стен до 3-х метров) передние стены бастионов, за которыми находились сводчатые туннели и казематы для провианта, оружия и укрытия защитников города. За исключением бастиона Глория местные казематы имели по два этажа и освещались естественным светом через проёмы в стене, которые также служили и для ведения огня против нападавших.
Бытует мнение, что эта ситуация неполной готовности системы оборонительных сооружений к началу Северной войны сыграла на руку войскам Петра I, осадившим Нарву. Земляные укрепления напротив рва (который не был заполнен водой) русские преодолели довольно быстро, однако стены выдержали натиск и лишь в нескольких местах были разрушены. После взятия города русскими были не только восстановлены бреши и разрушения бастионов, но и доведены до конца недостроенные шведами равелины, в частности, бастион «триумф» — детище более позднего времени. С тех пор еще почти полтора столетия система нарвских оборонительных сооружений служила форпостом границ Российской империи.
Примерная схема расположения бастионов (см. план, в скобках даны переводные названия) такова:
1 — «Спес» (Надежда), 2-«Юстиция» (Суд), 3-«Пакс» (Мир), 4-«Виктория» (Победа), 5-«Гонор», 6-«Глория», 7-«Фама», 8-«Триумф», 9-«Фортуна». Вместо последнего на плане обозначена лишь его часть.
Бастионы «Пакс» (старое название «Врангель»), «Виктория», «Гонор» довольно прилично сохранились до настоящего времени, равно как и элементы бастионов «Глория», «Фортуна», находящийся на юго-западном углу замка «Длинный Герман», а также южная стена бастиона Триумф, рядом с площадью Петра. За бастионом «Фама», построенным в 1690 году для обеспечения тыла, располагались кузницы, конюшни, сеновалы, пороховые, продовольственные и вещевые склады. Сам бастион был разобран для нового строительства дороги — торгового пути в Европу.
Сегодня на месте его расположения воздвигнут торговый центр с одноименным названием, привлекающий туристов и жителей города. В торговом центре на нескольких этажах работают более 60 торговых точек. Так по замыслу архитекторов и городских властей реализовался девиз возрождения истории на торговом пути.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.