В комнате стояла невыносимая жара. В окно, нудно жужжа, билась жирная муха.
Офицер встал, не спеша подошел к окну.
— Не виноват, говоришь?
Жужжание прекратилось. Скрипнул табурет. Кончик пера утонул в чернильнице.
— А невиноватых мы…
Перо со скрипом вывело на папке: «на 25 лет…»
Генрих Саулович Альтшуллер, будущий основатель ТРИЗ — Теории Решения Изобретательских Задач, прикидывал в уме: «25+25… ничего-ничего… еще поживем и на свободе…»
Но судьба смилостивилась. В октябре 1954-го за его спиной прощально скрипнули ворота неволи. И жизнь набирала новые обороты. Тогда, казалось, еще недавно, в сыром октябре пятидесятых сделал вдох, а выдох — …в 1998-м… Жизнь на одном дыхании. Кому еще так повезет?
После статьи в 1956 г. «О психологии изобретательского творчества» (в соавторстве с Шапиро Р.Б.), где он впервые опубликовал АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), Генриху посыпались письма: «Вы не понимаете, каким замечательным делом занимаетесь! Я полгода бился над усовершенствованием агрегата, а благодаря Вашему АРИЗ…».
Гениальное в простом. Идея, основанная на том, что технические системы имеют законы развития — проста. Казалось, чего тут непонятного: технические системы, в каком-то смысле, как и живые организмы, рождаются, живут и развиваются, умирают. Но на основании этой простой вещи — теории развития технических систем — возникла уникальная, по сути, фантастическая возможность: прогнозировать будущее технических систем. Можно спрогнозировать, что ожидает в будущем автомобили, самолеты и даже компьютеры.
На основании теории развития технических систем совершенствовался и АРИЗ — почти полвека Генрих Саулович ревностно следил за развитием своего детища, постоянно улучшал и совершенствовал.
Когда-то талант изобретательства считался таким же Божьим даром, как и талант творить стихи, писать картины. Альтшуллер решил по-другому: если с вдохновения убрать творческие муки — что останется? АРИЗ! Да-да! АРИЗ отсеивает ненужные муки, так как заранее отфильтровывает тупиковые ветви идеи. Алгоритм четко, шаг за шагом, «взяв за руку» изобретателя, ведет к идеальному решению изобретательской задачи. К одному уникальному принципу, на основании которого и свершится творческое чудо.
Обескураженные изобретатели говорили: «Ну, с изобретательством понятно — это все же техника. Можно еще как-то согласиться о возможности алгоритма делать изобретения. Но вот литература — это же лирика! Здесь АРИЗ не „покатит“!»
Не покатит? Еще как покатит! И Генрих Саулович создает приемы написания фантастических романов. Более того — пишет и публикуется! Под псевдонимом «Генрих Альтов» в 1958 г. выходит его дебютный рассказ «Дедал». А в 1961 году выходит сборник рассказов «Легенды о звездных капитанах».
Но идея ТРИЗ росла, ее уже было невозможно носить только в себе. И вот в 1958 году в Министерстве строительства Азербайджана Альтшуллер проводит свой первый семинар по ТРИЗ, на котором впервые и сформулировал понятие ИКР — идеальный конечный результат. Семинар среди «технарей» вызвал настоящий фурор. И началась гастрольная жизнь: один город, другой, одна область, другая, одна республика, другая — по всему огромному СССР.
В 1970 году в Баку создается Школа молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) — первый в мире центр обучения ТРИЗ.
С 1970 года Генрих Саулович начинает заниматься со школьниками, окончательно разбив миф о богоизбранности изобретателей. После прохождения занятий по ТРИЗ обычные дети выдают такие сильные решения изобретательских задач, что, глядя на их авторские заявки, эксперты завистливо вздыхали.
Рождается новое поколение изобретателей, последователей ТРИЗ. Молодые и пытливые умы пытаются расширить «сферу влияния ТРИЗ» — ее законами начинают пользоваться уже и экономисты, и журналисты, и писатели, и даже психологи.
Казалось бы, ТРИЗ ожидает светлое будущее.
Но не все так просто в нашем мире. Пришли девяностые.
— Изобретатель? Не модно. Кооператор!
— Творить? Не выгодно. Торговать!
— Будущее? А зачем мне оно… мне сейчас нужно…
С девяностых годов наблюдаю странную картину: у нас, в России, ТРИЗ словно позабыли, а на Западе, маскируя европоидными сленгами, ее вовсю применяют.
В 1998 году Генриха Сауловича Альтшуллера не стало. Что он оставил после себя? Будущее. Наше с вами будущее, о котором мы с упоением читали в фантастических книжках прошлого века.
Передо мной две книги: фантастический боевик новомодного автора и научно-фантастический роман. С замиранием сердца, с острой ностальгией, я тянусь к научной фантастике. Я выбираю будущее!
ТРИЗ или АРИЗ, к чему бы это не относилось, к технике или литературе, к этому надо иметь, в первую очередь, талант или, по крайней мере, способности, а без них "Не пройдет!"или как я говорю не прокатит, хоть сто раз программируй, ничего хорошего не выйдет. Вдохновение не программируется, оно приходит, причем иногда тогда, когда ты его не ждешь, оно может разбудить тебя даже ночью Без души даже кашу вкусную не сваришь Мне на ум пришло еще одно сравнение, например, портниха, вроде одна выкройка, а один сошьет по ней и сделает конфеткой, а у другого ничего не выйдет, хоть как программируй, описывай по шагам как надо сшить, не получится Гарри - вы фантазер.
0 Ответить
Лидия Богданова, понятное человеческое самомнение. Мне оно тоже приятно. Человек с большой Буквы и т.д.
Но как бы нам не обидно, но абсолютно ВСЕ можно запрограммировать. Если пока что-то не удается - то просто ПОКА не умеем.
Искусственный интеллект уже начинает писать стихи - ПОКА только подобие, но все-таки...
Не получится остановить прогресс - роботы покоряют области, которые исконно считались человеческими. Если речевой имитатор позвонит вам по телефону - вы уже его не отличите от голоса настоящего человека - тон, эмоция, тембр И... ПРОГРАММА ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ, имитирующая диалог. Это не печально, это естественно. Фантазия ли это? Нет, признание. И это лучше, чем просто прятать голову в песок. А ПОКА да, давайте тешить самолюбие - программы еще не доросли до эмоционального выражения. НО у роботов есть главное преимущество - отсутствие лени. Потому мое личное мнение - нет бездарных людей, а есть ленивые и потерянные.
0 Ответить
Лидия Богданова,cогласен,что равнодушных трудно, невозможно притянуть "к решению изобретательских задач".
В энный раз привожу Шипунова:"Надо заниматься тем, что у тебя лучше всего получается."
В эту тему можно притянуть и Ояму:"Один не разберёт, чем пахнут розы, // другой из горьких трав добудет мёд.// Одному мелочь дашь, - навек запомнит // Другому жизнь отдашь,- // он так и не поймёт."
Если не спится, надо решать "изобретательские задачи" (из личного...)
0 Ответить
Автор этой статьёй надавил на мою больную мозоль. Я помню автора Альтшулера по журналу "ИР" - там он часто печатался по теме ТРИЗ и не только. Очень жаль, что он не дожил до века интернета. Он бы сорганизовал действенный ресурс (сайт) для практического воплощения ценных идей с безразмерной Сети.
Сейчас в интернете множество сайтов, которые предлагают "заработать" ничего не произведя,"не бросивши векам ни мысли плодовитой, //ни гением начатого труда." (МЛ)
Я посовался на многие ресурсы со своими рацухами и получил полный комплект разочарований. Трепетного интереса не удалось высечь нигде - какое-то унылое безразличие правит бал на зазывающих ресурсах, даже раскритиковать, опровергнуть предложения не снисходят рекламные радетели т/прогресса.
В то же время, что приятно, в Сети регулярно появляются подборки интересных изобретений на уровне Si El для свободного использования.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
Вы ошибаетесь, Альтшулер был далек от воплощения ценных идей. Сам по себе ТРИЗ это попытка систематизировать приемы решения изобретательских задач чтобы не надеяться на случайное озарение, а осознанно находить решения. В нашем КБ на всех компьютерах была установлена программа по ТРИЗу (в те годы Альтшулер был еще жив), но ее содержание и все методики были очень далеки не то, что от внедрения, а даже от повседневных конструкторских задач.
0 Ответить
Николай П, интересно, интересно ! Он всё-таки верил в ценность своей идеи и был близок к её воплощению. В шкуре конструктора мне довелось посидеть и посЕдеть. Зыбкая неопределённость задач и их воплощения многим не по зубам и только специалисты по своим личным интересам "достигают сияющих вершин" в этом деле.
Недавно я стал замечать, что наш ПК на плечах работает независимо от нашей воли: то подаёт сигнал о том, что забыватся в данный момент спешки, то находит "счастливый №" случайного автомобиля ещё до его осознания.
Автор изложил в ответе ЛБ дополнительные резоны за ТРИЗ. Да и дотризовские наставления конструкторам похожи, например, мЭтод инверсии или ещё какие "бандитские приёмчики".
0 Ответить
ТРИЗ - интересная и конструктивная идея. Хорошо, что написали об Г.С.Альтшуллере.
"Легенды о звездных капитанах" - одна из первых прочитанных мною книг. Фантаст Г.С. Альтов был просто генератором интереснейших идей и сюжетов. Понятно почему - ему в этом помогал ученый Г.С.Альтшуллер.
Одно замечание - Саулович по правилам русского языка пишется с одним л.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Алгоритм вдохновения - это то же, что и с острой ностальгией выбирать будущее. Такую ситуацию, нынче называют модным словом - оксюморон.
0 Ответить
Сева Татарский, при некоторой доле таланта из этой фразы-оксюморона могло бы получиться прекрасное стихотворение. Значит, ТРИЗ/АРИЗ, доводящий до противоречия стандартные решения, работает!
Кстати, у А.Вознесенского есть стихотворение "Ностальгия по настоящему"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, спасибо за образование, за Вознесенского!
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.
.....
Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.
Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.
Поэт тоскует о Настоящем. О себе Настоящем, чистом, светлом, ни чем не замутненном.
Ни о будущем он не мечтал, ни о прошлом, прикусить он хотел, как тайну, ностальгию по настоящему. Если кто утолит эту жажду, прикоснётся к себе настоящему, то уже никакой ТРИЗ/АРИЗ не понадобится - кустари вдохновения.
3 Ответить
Сева Татарский, спасибо за ностальгию по Взнснскму.
2 Ответить