Сейчас уже рассекречены данные по испытаниям на полигонах. Они касаются не только испытаний в Семипалатинской области Казахстана, но и на архипелаге Новая Земля. Соответственно, преданы гласности и данные в США. Но гриф «секретно» там еще остается на некоторых документах. В частности, не в полном объеме открыты данные по атомным взрывам, произведенным в «благородных» целях. На территории бывшего СССР такие взрывы тоже были. Где же именно и сколько их произвели?
За точку отсчета возьмем рассекреченные документы, к которым есть свободный доступ журналистов. Официально признано, что с 1965 и по 1988 годы в СССР было осуществлено 124 «народно-хозяйственных» подрыва. При этом, как минимум, три из них протекали в аварийной обстановке. К аварийным отнесены взрывы «Глобус-1» (Ивановская область), «Кратон-3» и «Кристалл» (оба в Якутии). По мнению академика Алексея Яблокова, в СССР осуществили 186 «благородных» мирных взрывов из 196 запланированных. Просто не все еще, считает он, рассекречено.
В частности, почти ничего не просачивалось в СМИ об аварийной ситуации при взрыве «Тайга». А ситуация там и сейчас не простая. В общей сложности ЦНИИатоминрформ в 1994 году (когда происходило рассекречивание) сообщил о том, что загрязнение опасными радиоактивными веществами (с их выбросом на поверхность и в атмосферу) произошло в 24 случаях.
В каких регионах России были подорваны мирные ядерные заряды? (Кого интересуют сведения в целом по СССР — смотрите в Интернете). Вот перечень в алфавитном порядке.
На территории Архангельской области — 4 взрыва, Астраханской — 15, Башкирии — 7, Ивановской — 1, Иркутской — 2, Калмыкии — 1, Кемеровской области — 1, Коми — 3, Красноярском крае — 9, Мурманской области — 2, Оренбургской — 4, Пермской — 8, Ставропольском крае — 1, Тюменской области — 8, Читинской — 1, Якутии — 12.
Для каких целей делалось все это? Задачи решались следующие: геологическая разведка новых месторождений с помощью сейсмографии; активизация обедневших нефте- и газоносных пластов; образование долговременных подземных хранилищ для нефти и газа; тушение подземных пожаров; создание подземных емкостей для сброса в них химических отходов; наброска грунта для плотин; отсекание метана в угольных шахтах.
Из этого перечня видно, что часть задач вполне можно было решить и без ядерных взрывов. Правда, это потребовало бы немалого количества времени. Ядерными взрывами затрачиваемое время на решение «сжималось» до минут. «Бабахнули» и нет проблемы, все решено. Но зато появлялись другие проблемы. О них до сих пор мало говорится и пишется. Обратимся к элементарным выводам специалистов по ядерной энергетике (тоже все доступно в Интернете).
Главный вывод. Во время ядерного подземного взрыва на полигоне происходит почти полное выделение энергии, уничтожаются практически полностью все компоненты боезаряда. Иными словами, эффектность взрыва приближается к 99%. Но, конечно же, остается очень высокая радиация. Если она вырвется из скважины с газами, то произойдет радиоактивное заражение местности (так бывало на Семипалатинском полигоне). Ясно, что требования безопасности на полигоне старались соблюдать как можно строже.
Еще один вывод. Мирные ядерные взрывы зачастую проводились на густонаселенных территориях. При этом не совсем ясно было, что и как произойдет в недрах после взрыва на глубине в один-два километра. На Семипалатинском полигоне недра достаточно стабильны и там малонаселенная местность. Получается, подземный ядерный джин на остальной территории СССР оказывался опаснее семипалатинского. Правда, мощность зарядов, использованных в мирных целях, была на порядок меньше. Тем не менее есть поводы для тревоги.
При мирных атомных взрывах происходило неполное выделение энергии (особенно в аварийных случаях). Остаточные радиоактивные материалы в полостях недр могут выноситься водой, подниматься к поверхности при подвижке пластов. А такие подвижки происходят постоянно. Кроме того, радиоактивной становилась нефть на тех месторождениях, добычу на которых активизировали подземным атомным взрывом. Часть нефтяников получила опасную для жизни дозу облучения. Следует учесть и то, что вода может долговременно выносить радиоактивные элементы к питьевым и иным источникам. Четко проследить данный процесс и как-то предотвратить его крайне трудно.
Никакие достигнутые при мирных атомных взрывах экономические выгоды не оправдывают Минатом СССР. Вопрос лишь в том, кто и когда запретит на нашей планете использование атома в проектах, не прошедших экологическую экспертизу. Впрочем, во времена, когда велись мирные взрывы, никто не думал о последствиях. О том, что «подрывники» уедут в Москву, а народ останется жить на бочке с порохом. И когда она экологически «рванет» — неведомо.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.