Ситуация 8. Вы находитесь в общественном месте, где кричать и громко разговаривать возбраняется, но ваш ребенок этого не понимает.
Почему возникают такие ситуации, когда ребенок превышает звук? Скорее всего, это связано с тем, что дети пока не понимают силу своего голоса. Ведь первое время пребывания на земле они общались с миром только с помощью крика и плача, и винить ребенка в «громкоговорении» не стоит. Также дети могут не понимать разницы между тонами. Как же найти способ, позволяющий заставить ребенка убавить громкость?
Психологи предлагают следующие приемы:
1. Поиграйте с ребенком в игру: «Тихо, нормально, громко».
Скажите шепотом: «Это тихий голос». Пусть повторит таким же шепотом. Потом скажите обычным голосом: «Это нормальный голос». Пусть повторит. Потом скажите: «А это громко!» Также пусть повторит. Сделайте это несколько раз, пока ребенок не поймет разницу.
Другой вариант игры: спойте с ребенком его любимую песенку тихим, нормальным и громким голосом. Возможно, этот вариант будет для ребенка увлекательнее и ярче для восприятия.
2. Дети часто кричат, если требуют внимания только к собственной персоне, например, когда вы разговариваете по телефону или с другим собеседником. Таким способом они стремятся вернуть ваше внимание к себе. Никогда не идите на поводу у капризного ребенка. Объясните ему нормальным голосом, что он должен немного подождать или задать свой вопрос тоже нормальным голосом.
3. Если ребенок кричит, не говорите ему «Перестань кричать», но скажите: «Тебе не нужно кричать, я слышу тебя, когда ты говоришь своим обычным тоном». Объясните ребенку, в каких ситуациях ему нужно говорить тихо (например, когда его брат, сестра, бабушка
4. Если вы с ребенком находитесь в общественном месте, а он кричит и не может успокоиться, поиграйте с ним в игру «Лучший шептун».
Предложите ему (шепотом!) прошептать то, что он намеревается прокричать. Чей шепот окажется тише (его или ваш?) — тот и станет победителем. Также здесь может помочь просьба нарисовать то, что ребенок хочет сказать громко (но для этого у вас с собой должны быть фломастеры и альбом или ручка и бумага). Если под рукой пишущих средств нет, поиграйте в игру «Без слов»: ребенок должен задавать вопросы, используя жесты, а не слова. За каждое бессловесное послание он получит 1 очко, а за 10 очков, например, наклейку или какой-нибудь другой приз.
Ситуация 9. Ваш ребенок громко плачет и вы не знаете, как его успокоить.
Еще сложнее, чем перевести ребенка с громкого крика на обычную речь, бывают ситуации, когда он начинает громко плакать посреди улицы. Родители должны правильно оценить ситуацию и принять меры. Главное здесь — понять, почему ребенок внезапно заплакал? Если он упал и ушибся — это одно, если он стремится плачем манипулировать родителями — это другое.
Психологи советуют озаботиться родителей плачем ребенка, начиная с 6 месяцев. Они предлагают обучить его нескольким ключевым знакам, которые он сможет показывать, объясняя, что ему нужно. Несколько простых жестов не только помогут малышу рассказать о своих нуждах, но и объяснят ему, что внятное общение поможет больше, чем плач и капризы.
Знаки, которые нужно усвоить:
Больше.
Молоко.
Вода.
Устал.
Еда.
Готово.
Придумайте к каждому из этих слов свой жест и вводите эти жесты постепенно при общении с ребенком, со временем он их запомнит и вы начнете понимать друг друга с полуслова.
Никогда не приказывайте ребенку перестать плакать. Лучше попросите его рассказать, что ему нужно или чем он расстроен. Фраза «Скажи словами» всегда вам сослужит добрую службу. Объясните ребенку, что понимаете, почему он расстроен, приведите свои аргументы, почему сейчас не стоит делать того, что он хочет. Например, он хочет гулять, но вы против, потому что на улице дождь.
Вспомните про искусство перенаправления, попытайтесь переключить внимание ребенка на другой предмет. Например, ваш радостный возглас «Посмотри, какая собачка!» может прекратить поток слез. Если ребенок плачет потому, что кто-то забрал у него игрушку или пирожное, перенаправьте его внимание на что-то другое.
Если он плачет из-за небольшого ушиба, поиграйте в игру «Наказание виноватого». Например, в ушибе виноват столик, сделайте вид, что наказываете виновного: «Столик! Как ты посмел больно сделать моей девочке (мальчику)! Ты должен извиниться сейчас же». Другой вариант игры при ушибе (падении): «Хочешь, я пойду и поговорю с тротуаром, с которого ты упал?»
Также психологи уверены в эффективности еще одного способа успокоения ребенка, если этот несчастный случай «изобразить смешно»: притворитесь, что не видите причину падения, как же это случилось? БУМ! О, так вот как ты упала (упал)!" Для ребенка нет ничего смешнее падающего родителя!
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!