Юродство рассматривается как подвиг Христа ради, один из самых тяжёлых. Его описывает апостол Павел в первом Послании к Корифянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Kор. 1, 18), ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Kор. 1, 21), а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Kор. 1, 23), если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Kор. 3, 18)».
История признает юродство как форму монашества, святости, сродни аскетизму, возникшую в 5−7 веках. Первое упоминание о юродивых Палладия о монахине, которая притворялась одержимой, но вскоре её признали святой. На Руси это течение распространилось позже, в 14−15 веке. Юродство и сейчас признаётся только в православии, в католичестве и других религиозных течениях таких форм монашества, поведения нет.
Юродство ради Христа позволяет людям, прикрываясь своим мнимым сумасшествием, показывать остальным их грехи. Но в первую очередь юродивый таким образом жизни, таким поведением усмиряет собственный порок — гордыню. Тем самым взамен они получают смирение, дающее видение мира, особые сверхспособности.
Вопрос о том, юродивый ли этот человек, совершает ли он этот подвиг — сложен. Трудно отличить истинного от притворного, лжеюродивого; понять, святость это или психическое заболевание. Настоящие юродивые — психически совершенно здоровые люди, имеющие способности, возможно, и большие, чем у среднестатистического человека. Но лжесвятость и лжеюродство было настолько распространённое явление (ради корыстных целей, естественно), что издавались законы против ложных юродивых. Образцом считали Симеона Юродивого. Симеон был из Сирии, Эмесы. Он обличал грешников и совершал различные чудеса.
Отношение к юродивым неоднозначное было во все времена. Церковь почитает святость их подвига, люди же в основном были жестоки к ним. Что не удивительно, ведь юродивый человек обличает их собственные пороки. Наиболее благосклонны к ним были на Руси в 14−17 веках. За этот период церковью были даже канонизированы несколько десятков юродивых. К примеру, существовал юродивый Васька, который мог говорить самому Ивану Грозному о его пороках, и тот прислушивался. Он же предрёк взятие Казани. В честь него назван храм на Красной площади в Москве — Василия Блаженного (в славянских культурах понятия юродивый и блаженный синонимичны).
Они и сейчас есть в разных социальных прослойках: некоторые — богема, некоторые — прорицатели, иные же — просто «дураки, безумцы». Так, например, был блаженный поэт Юра Дружков, который писал песни Алене Апиной и группе «Комбинация», при этом не получал ни копейки, ходил в рванье и часто нарывался на побои.
Юродивые глупы и безумны только внешне. Они специально своим поведением настраивают против себя людей и смиренно принимают их нелюбовь в виде оскорблений, побоев. Эти лишения принимаются юродивыми как следование образу жизни Христа. Они не только не принимали удобства цивилизации, мирские блага, но и принятые в обществе нормы поведения, этики, морали. И ещё таким крайним методом они уничтожают в себе собственную гордость. Взамен юродивые получали прозорливость, умение видеть, в широком понимании этого слова.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...