А как работают люди с физическими недостатками в науке?
Галилео Галилей (1564−1642). Усовершенствуя телескоп, он погубил зрение. Галилей восхищался солнцем и проводил долгие часы, смотря на него, что стало причиной разрушения сетчатки глаза. Последние четыре года жизни Галилео был слеп, но продолжал научные исследования, опираясь на учеников: Кастелли, Торричелли и Вивиани. Последней книгой учёного стали «Беседы и математические доказательства двух новых наук», где излагаются основы кинематики и сопротивления материалов. Этот труд стал настольной книгой Гюйгенса и Ньютона.
Леонард Эйлер (1707−1783). В 1735 г. потерял правый глаз, когда выполнил в три дня правительственное задание, на которое академики требовали несколько месяцев. Второго глаза лишился в 1766 г., но ничто не могло ослабить его огромную продуктивность — Эйлер предпочёл потерю зрения пассивности. Слепой учёный, пользуясь своей феноменальной памятью, продолжал диктовать свои работы: за полтора десятка лет более 400 статей и 10 больших книг. После смерти оставил много рукописей, которые Петербургская академия публиковала в течение последующих 47 лет. Академик
Луи Брайль (1809−1852) — французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз ножом, отчего развилось воспаление глаз, и он ослеп. В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно‑точечный шрифт для слепых — шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись для слепых.
А слепой экспериментатор и изобретатель?! Был и такой… в России. Вениамин Аронович Цукерман (1913−1993) — советский физик, основатель отечественной импульсной рентгенографии (фотографировал пулю в полёте!), начальник отдела в ядерном центре КБ-11 (Арзамас-16, ныне Саров). Герой Социалистического Труда (1962), доктор технических наук, профессор. Только слепота не позволила ему пройти в члены-корреспонденты АН СССР. Автор научных работ по процессам взрыва и детонации, один из инициаторов использования внешнего импульсного источника нейтронов в конструкциях ядерных зарядов. Помощником была жена Зина (З.М. Азарх) — она стала его глазами. К слепоте учёный готовился загодя — научился машинописи слепым методом. В книге «Люди и взрывы. Арзамас-16: 1994» он пишет о слепоте: «Освобождалось время от телевизора, кинотеатров, появлялась так необходимая для научной работы внутренняя сосредоточенность, развивалось пространственное воображение, тренировалась память».
Стивен Уильям Хокинг, род. в 1942 г. — английский физик-теоретик и популяризатор науки. Профессор математики. Изучал теорию возникновения мира в результате Большого взрыва, а также теорию чёрных дыр. Высказал гипотезу, что маленькие чёрные дыры теряют энергию, испуская излучение Хокинга, и, в конце концов, «испаряются». В 1974 году Хокинг стал членом Лондонского королевского общества, а в 1979-м профессором Кембриджского университета. Эту должность он занимал до 2009 года.
Уже в начале 1960-х у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые впоследствии привели к параличу. После диагностики заболевания в 1963 году врачи считали, что жить ему осталось два с половиной года, однако болезнь прогрессировала не так быстро, и пользоваться коляской он начал только в конце 1960-х годов. После трахеостомии Хокинг утратил способность говорить. Друзья подарили ему синтезатор речи, который установили на кресле-коляске. Некоторую подвижность сохранял только указательный палец на правой руке. Впоследствии подвижность осталась лишь в мимической мышце щеки, напротив которой закреплён датчик. С его помощью физик управляет компьютером, позволяющим ему общаться с окружающими. Несмотря на тяжёлую болезнь, он ведёт активный образ жизни.
Джон Форбс Нэш (1928−2015). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр», американский математик, новатор в области теории игр, дифференциальных уравнений и геометрии. Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения. По мотивам его биографии снят фильм «Игры разума» с Расселом Кроу в главной роли.
Таких ярких примеров немного, но это не мешает им светить во мгле физических несовершенств.
Связывать учёность с инвалидностью как-то не очень корректно и неловко. Колмогоров тоже плохо видел, зато хорошо считал, Э. Асадов лучшие стихи написал ослепшим. Конечно, инвалидность оттеняет творческие успехи, но это, если уж на то пошло, справедливо для любого творчества.
И учёные тут на общих правах.
У нас в Проектном отделе работал конструктором Зинуров на протезах двух ног. Был на практике с техникума, обвалились леса и он потерял обе ноги до колена. Потом закончил институт, был заядлым изобретателем,получил много патентов, внедрение его разработок имело большой эк/эффект.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне оч жаль С. Фёдорова. Далось ему это пилотирование вертолёта? Таким кадрам надо присваивать титул "народное достояние" и всячески оберегать от рисков их жизни.
А знаменитый предколхоза Орловский тоже из этой когорты подвижнтков общего дела.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да, конечно. Но мне хотелось подчеркнуть именно делателей науки, так как там "делай как я говорю" не проходит.
0 Ответить