• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерий Яковлев Грандмастер

Что такое водительское мастерство? Часть 2

На заднем стекле машины увидел наклейку: «Не думай за рулём!». Её водитель думал, наверное, что это очень смешно. Зря он так думал! За рулём действительно думать вредно. По крайней мере, о процессе вождения. Наклейка-то права!

Разберёмся по порядку.

Мастерство, -а, ср. 1. Ремесло, ремесленное занятие. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое м. Делать что-н. с большим мастерством.

Так написано в словаре Ожегова. То есть мастерство — одновременно и ремесло, и высокое искусство.

Что это означает?

Где-то прочитал про актёрское мастерство: Если у актёра 10 штампов — он плохой актёр. Если 100 — хороший. Если 1000 — гениальный. За конкретные цифры не ручаюсь, но смысл такой.

А штамп — готовый образец, трафарет, которому слепо следуют. Этим азам ремесла и учат в любой профессии. Человек не должен задумываться, как произвести отдельную элементарную профессиональную операцию. Он должен получить результат в целом. И только тогда ремесло становится искусством. А в сумме — мастерством.

Азы ремесла будущим водителям дают в автошколе. Заучивают правила, отрабатывают отдельные элементы управления автомобилем. Через пару месяцев он становится водителем, но пока плохим. Хотя у каждого свои способности. То же самое происходит, например, в балетной школе. Заучиваются и отрабатываются отдельные элементы танца. И в течение гораздо большего времени.

В дальнейшем каждый человек набирает и дальше элементы своего ремесла. С ростом их числа возникает уже проблема их сочетаемости. У артиста для выражения образа, а у водителя — для безопасного передвижения. Чем выше мастерство — тем меньше приходится думать и лучше результат.

Вспомните притчу о сороконожке. Когда её спросили, в каком порядке она передвигает ноги, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.

Актёру легче, чем водителю. Его партнёры тоже действуют, как задумал когда-то режиссер.

А процесс вождения некоторые сравнивают с шахматной партией. Ситуация всё время меняется, и надо всё время просчитывать наперёд возможные действия других водителей и свои. Это тоже неправильно. Каждая шахматная фигура подчиняется общей стратегии шахматиста, а каждый отдельный водитель преследует только свою конечную цель. И их больше, чем шахматных фигур. Что-то просчитывать — бесполезно!

Хороший водитель движется к своей цели, подчиняясь правилам дорожного движения, но не думая об их отдельных элементах, как и отдельных элементах управления автомобилем.

Да, нужно при этом следить и за светофорами, и даже не только ближайшими впереди. За сигналами и поведением других водителей, особенно странно себя ведущими. Указателями и разметкой, если дорога незнакомая.

Но реагировать на всё это нужно машинально — в меру имеющихся элементов ремесла и достигнутого искусства их применения.

А совершенствованию в любом деле — нет предела.

Еще важнее машинально действовать при возникшей неожиданно критической ситуации, о чём я уже писал в первой части статьи о водительском мастерстве.

Приятной и безопасной вам езды!

Статья опубликована в выпуске 14.08.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: