Автор произведения «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» Николай Маркевич в разделе, посвященном поверьям и суевериям, описывает домовых так:
«Домовой мохнатъ; на немъ шерсть влажная; любитъ принимать на себя образъ человѣка, и чаще всего встречаѣтся въ видѣ трубочиста».
Согласно народным поверьям, домового следовало пригласить в новое жилище при переезде, чтобы он и там оберегал дом. Домового забирали с собой на новое место жительства, перевозя его на венике или в горшке.
Если хозяин забывал позвать с собой домового, тот оставался в старом покинутом доме. Ежели кто-то посторонний оказывался в таком доме, «хозяин» начинал куролесить, запугивать незваного гостя, разбрасывая вещи и не давая заснуть ночью. Оставшись один без общества людей, домовой начинает тосковать и может даже умереть.
В народном фольклоре существует легенда, что когда-то давно в одной русской деревне случился сильный пожар. Сгорели все дома, а потом каждую ночь на пепелище стоял громкий плач. Это рыдали оставшиеся без крыши над головой домовые. Крестьяне построили для ставших бездомными духов шалаши, оставили в них хлеб да соль и пригласили бывших «хозяев». Рыданий домовых по ночам больше никто не слышал.
Духам дома крестьянами часто приписывались человеческие качества. Считалось, что домовые могли иметь свои семьи, дружить с другими домовыми и приходить к ним в гости. Помните, как говорилось в одном добром старом советском мультике: «Нафаня, Кузенька не у вас?» Приходя друг к другу в гости, домовые устраивали гулянье. Народ, оказавшись поблизости от избы, где затеяли «вечеринку» домовые, мог слышать, как оттуда раздается топот ног, словно кто-то пляшет, и звучат похожие на звериный рык крики.
Народ верил, что домовые незаметно для глаз окружающих пекутся об их жилище и о благополучии живущих в нем. Домовой — лучший помощник по хозяйству: может помочь хозяйке прясть пряжу или перебирать крупу, воды принести, дров наколоть… В обязанности домового входит и уход за домашним скотом и птицей. А уж если невзлюбит домовой кого-то из домашних любимцев, например, кота или собачку, то станет шкодничать, выживая из дома.
Домовые не любят, когда живущие в доме ссорятся, скандалят и шумят. Недолюбливают и ленивых, неряшливых людей. По ночам «хозяин» может дергать их за волосы, щекотать или щипать, а иногда даже душить, таким образом, пытаясь перевоспитать и научить уму-разуму. Если же обитатели дома не внимают таким «предупреждениям», то домовой злится, причиняя вред хозяйству. Рассерженный «хозяин» может ломать вещи, обижать домашних животных.
Если же в доме царит мир и согласие, домовой ласков и доброжелателен к его обитателям. По ночам он расчесывает волосы хозяйке и ее дочерям, гладит мохнатой лапой хозяина, тихонько смеется.
«Добрый домовой, когда онъ любитъ хозяина и его семью, это находка, сокровище, кладъ. Онъ кормитъ и холитъ хозяйскихъ лошадей; онъ любуется хозяйской дочерью, какъ своимъ дитятью, онъ къ ней насылаетъ жениховъ; самому хозяину отовсюду и безпрестанно сыплются деньги».
В народе существует множество примет, связанных с домовыми. Так, запрещалось в темное время суток заниматься какой-либо работой, чтобы не злить «хозяина». Нехорошо и сквернословить в доме, домовой обидится.
Ежели домовой доброжелательно настроен по отношению к обитателям дома, он может предупредить их о надвигающейся опасности. Своими тягостными вздохами и плачем по ночам он предупреждает о том, что хозяину грозит либо тяжелая болезнь, либо смерть. Если дух дома показывается обитателям голым, их ждет разорение. Если начинает стучать по крыше — будут судебные разбирательства. Во время пожара дух дома будит в нем живущих, чтобы они успели выбраться из огня.
Чтобы домовой во всем помогал обитателям дома, следует его задобрить. Для этого в укромном уголке в первых числах каждого месяца следует оставлять для «хозяина» угощение — например, печенье или другие сладости. Если же дух дома шалит и досаждает его обитателям, то чтобы его утихомирить, следует читать молитвы.
В случае если домовой попадался очень зловредный и неуправляемый, хозяева вынуждены были прибегать к обряду его изгнания. С этой целью в дом приглашали колдуна, который его и проводил. Для обряда он использовал петуха, его кровь и веник. В народе считалось, что метод этот действует безотказно, после проведенного колдуном обряда домовой навсегда покидал жилище.
В наше время все эти суеверия кажутся не более чем выдумкой, сказкой, дошедшей до нас из глубины веков. Современному человеку сложно поверить в существование мифических существ, добрых и злых духов, которые обитают в наших домах. Однако старожилы в деревнях хранят память о том, как их родители чтили домовых, задабривали их, придерживались традиций и обрядов, связанных с ними. Может, и нам есть чему у них поучиться.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...