Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности). В моде — бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.
Мою красавицу мне жаль.
Конечно, никакой хрусталь
С прозрачной кожей не сравнится.
Натура — Божья ученица.
Кретьен де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со Львом», XII в.
Ты должен приучить себя к непорочной любви. Вот Та, чья женственность — высшего порядка. Поэтому о ней можно сказать, что она прекрасна, как возлюбленная Песни Песней. В ее особе, — и лицо Убертина озарилось каким-то внутренним ликованием… — в ее особе дивная красота тела в точности воплощает ее небесное благолепие. И сего ради ваятель представил ее в полном телесном роскошестве, каким только может быть одарена женщина". Он указал на маленькие груди Приснодевы, высоко и туго затянутые корсажем, завязками которого играли ручонки Младенца: «Видишь? Те же сосцы пригожи, что выпирают не сильно, полны, в меру упруги, но не колышутся дерзко, а возвышаются еле, воздеты, однако не сжаты… Что ты ощущаешь при созерцании этого?
У. Эко «Имя Розы»
Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства.
Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, «не ведающей снисхожденья». Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой переодевался в шкуру и скакал перед «объектом желания», подобно верному псу.
Внешность же идеала красоты — «Прекрасной Дамы» — должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь — аккуратной и небольшой. Как пели школяры-ваганты: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Стройность подчеркивалась очень узким и, естественно, наглухо закрытым платьем.
Худоба и бледность продолжали оставаться «модными», однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть «ясным и веселым». Автора средневекового «Романа о Розе» восхищает и прямой нос, и маленький ротик с пухлыми алыми губами, и ямочки на щеках и подбородке его возлюбленной.
Несмотря на то что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и желательно вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.
Средневековая девушка должна, подобно японке, быть сдержанной, ходить мелкими шажками, опустив глаза.
Вот тогда правильные идеалы были! А сейчас -- обезьянья рожа, утиные губищи, тупые развратные глазищи, уродливые брови и козьи дойки вместо груди. Фу.
0 Ответить
Для тебя
Он в латах и кольчуге в дырах,
От пройденных скитанием боев,
К тебе пришел, склонив чело уныло,
На вбитый истиной качающийся гроб.
Слепые розы облипали вяло тело,
Лжецы в округе собрались накинув грим,
Он онемел, а небо опустело,
И содрогнулась вся земля под ним.
Он долго ждал, года гудели брагой,
А где-то слышно отзвуки мечей,
Накидка тайны на плечах усталых,
Волной хлыстала пробуждений дверь,
Волхвы седые на колено приклонившись,
Воткнули бород пряди в пустоту.
Как прежде солнцу песней помолившись,
Они заслышали ленивую грозу.
Седой старик с пером в руке усталой,
В папирус вписывал помешанные дни.
А все кто праздновал, ломали идеалы,
И память тех, кто не пришел с войны.
Ты тихо взглядом провожала его мощи,
В последний путь, по берегу реки,
Жгли факела, придав оттенок рощи,
В которой жизней светятся костры,
Огонь горел, любовь и слёзы,
Ты вспомнила накал скупой судьбы,
А он ожил чтоб подарит те розы,
С которыми похоронить пришли.
И встав спокойно, сняв бинты отваги,
Приблизился к тебе в последний раз,
И губы заблестели под вуалью,
И радость опалила дымку глаз.
Ты не смутилась, страх пропал сомнений,
Присев на крышку гроба невзначай,
Ты целовалась страстно с приведеньем,
Которое забрызгала печаль.
Он обнимал изгибы тела нежно,
Вздымая платья будь-то ветер облака,
А ты положила на плот любви подснежник,
Оставив разум на своих чудных руках.
Жизнь Витязя, по праву героична,
В огне рождён, с огнем уходит в путь,
Он шёл к тебе, душой не стал он нищий,
Хотя пришлось, ради любви заснуть.
Светили звезды в ярком колебанье,
Волынка рвалась стоном в тишине,
Он загадал свое последние желанье,
Желая счастье подарить тебе.
Дима Пучков
0 Ответить
Интересно. Хотя насчет "бесформенных одежд" бы посомневалась. Византийско-раннесредневековая туника отнюдь не бесформенна.
кроме того, насчет наготы. Если учесть, что в Средневековье центр европейской жизни сместился несколько севернее, то в широтах даже цетральной Франции, не говоря о Германии или Англии, нагота несколько неуместна, климат не тот.
И еще собственно про красоту. Насколько редко было просто чистое лицо, без отметин от оспы! И как милосердна была мода, позволяющая женщинам в возрасте скрыть шею, лоб и часть щек...
Прошу прощения за многословность.
0 Ответить
А я когда-то нарисовал серию портретов персонажей романа "Айвенго", в том числе леди Ровенну и Ревекку. Могу отсканить и выкинуть, если интересно...
0 Ответить
Очень симпатично .
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Я бы чуть по-другому назвал статью с употреблением "европейский идеал" или "европейское средневековье", т.к. все-таки средние века были не только в Европе, а тема звучит всеобъемлюще...
0 Ответить
Правильно пишете, Правильный вася! Возможно даже лучше было бы назвать "Какой была Прекрасная Дама Средневековья?". Ведь "Прекрасная Дама" - чисто европейское понятие.
0 Ответить
Очень интересно!хотелось бы еще теперь о других эпохах почитать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, наверное, не стоит на другое отвлекаться. Надо эту тему закончить. Сегодня же выложу про Возрождение.
0 Ответить
Хорошая статья...Похоже, я отношусь, к средневековому типу красоты)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, Ирина, спровоцировали меня тот час зайти на Вашу страничку. Ну конечно, балерине рубенсовские формы ни к чему.
0 Ответить
)) Против самого Рубенса я тоже ничего не имею...Но себе в кое-каких местах я бы добавила
Оценка статьи: 5
0 Ответить
+5. Интересно. Только ощущение незаконченности, будто не хватает одной - двух заключительных фраз.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласен, Валентина! Оторванно от других частей эта статья действительно завершена не очень.
Можно было бы добавить: "Мода на астеническую красавицу закончилась с приходом Возрождения, когда эстетический маятник, в который раз, качнулся в противоположную сторону". Что-то вроде того...
0 Ответить
классная статья!
кстати, бледность лица а краснота щек, по мнению исориков, могла быть в моде из-за чахотки и лихорадки, периодически косившей евопейские государства.
0 Ответить
Не знаю. Вполне возможно. Тем более прецендент такой точно был в Европе XIX века... Но об этом позже.
0 Ответить
Интересно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Что нам до идеалов в средние века , если на себя в зеркало не смотримсссссссс
Оценка статьи: 1
0 Ответить
+ 5! Интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как хорошо, что я живу не в средние века!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Чтой-то оценок вобще нет. Мне эта статья из всех - об идеалах - больше всего понравилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кажись, я сглазила. Кому-то текст очень не по душе пришелся. Несомненно, хороший текст
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В начале - дважды о Еве - издержки редактирования?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба, Вы быстрее читаете, чем я публикую!
А за правочку спасибо!
0 Ответить
Ох, грешна, батюшка...
Оценка статьи: 5
0 Ответить