В XIX веке, вплоть до 1870-х гг., одним из самых распространенных ремесел, особенно в центре России и на Русском Севере, было ткачество. Ткацкие «мануфактуры» в то время лишь начинали возникать. И домотканное полотно, по мнению крестьян, тогда почти не имело конкуренции.
Конечно, неравномерным было распределение товарного промысла по губерниям. Ткачеством именно с целью сбыта полотна занимались там, где имелось дешевое сырье — льняная пряжа, то есть там, где в больших объемах возделывали лен (а лен-долгунец, в силу своих природных свойств, мог расти лишь там, где нежарко, где почвы гумусом небогаты, — Тверская, Ярославская, Вологодская, Архангельская губернии).
Единственно необходимым сырьем для домашнего ткачества оказывался выращиваемый в крестьянских хозяйствах лен. Лен был «женской» культурой. Все работы, положенные по технологии, выполняли, в основном, женщины. Между прочим, и свой сундук с приданым крестьянские девушки формировали изо льна и за счет доходов с льняных изделий (отец выделял дочерям под лен землю в своих наделах, а те, между прочими делами — полевыми и домашними — лен выращивали, убирали, обрабатывали, пряли и ткали, либо отдавали отцу для продажи на ярмарках пряжу, а доход опять же шел на приданое).
Процесс первичной обработки льна складывается из теребления, вымачивания, сушки, трепания. И целью имел освободить серебристые льняные волокна из стебля растения.
После первичной обработки льноволокно необходимо было спрясть. Прядение производилось на гребне или на кужеле (который представлял из себя горизонтальную доску, на одном конце которой вертикально укреплена стойка, заканчивающаяся вместо гребня полукруглым утолщением. На него наматывали повесмы льна). Если прядение производилось на гребне — льноволокно начесывали перед прядением на его зубья.
Прялки же (или самопрялки, как иногда их называют на музейных экскурсиях по выставкам из истории крестьянского быта) употребляли очень немногие. Однако, судя хотя бы по тому, как распространены остатки таких прялок на чердаках деревенских старых домов, впоследствии эти прялки распространились. И не случайно. Хоть и гораздо дороже они, чем другие приспособления для прядения, но пряжа с прялки оказывалась лучше, ровнее, выше была производительность труда. Кроме того, на прялке легко ссучить пряжу в нитки.
Мастера продавали льняную пряжу или в суровом виде, или предварительно выбеленную, либо у себя же использовали пряжу на изготовление полотна.
Что из себя представлял ткацкий станок, наверное, многие знают. В музеях видели! Станки (станы) были, можно сказать, типовыми, изготовлением их занимались опять же кустари.
Продукцией тканья была новина, длиной около 20 аршинов (на ее изготовление уходило 4−5 дней). После снятия новины ее следовало отбелить. Отбеливание заключалось в золении (замачивание новины в корчаге с кипятком и золой и выстаивание в этом растворе в печи), стирке, выдерживании смоченной мыльным раствором новины в печи. Окончательная отбелка производилась, когда холсты расстилали на лугу, время от времени смачивая ткань холодной водой. Для успеха этого процесса необходимо было, чтобы стояла солнечная и теплая погода, тогда отбеливание занимало 15−20 дней.
У этого кустарного промысла, как и у многих других, мало было шансов уцелеть. Уже тогда, в конце XIX века, крестьяне склонялись к тому, что более выгодно лен продавать на льнопрядильные мануфактуры (тем более что в уездном городе существовала такая мануфактура — «Рольма»), а не производить холсты дома. Фабричные «миткаль и ситцы если не своей дешевизной, то отчетливостью и чистотою отделки стали сильно конкурировать» с продуктами домашнего ткачества, как сообщали уже в 1880-х годах земские статистики в документах по исследованию кустарных промыслов.
Заработок кустарей, занимавшихся прядением и сучением ниток, тканьем холстов, был незначителен, колебался от 40 до 4 рублей в год. Проще и доходнее оказывалось сдать льноволокно «маякам» или «кулакам» — людям, специализировавшимся именно на сборе по крестьянским хозяйствам и доставке на льномануфактуру сырья.
Ткачество, тем более — сложное, узорное — давно стало занятием исключительно фабричным.
Постепенно производство пряжи и домотканных холстов для изготовления одежды сменилось тем кустарным промыслом, что в очень незначительных размерах кое-где существовало еще лет двадцать-пятнадцать — изготовлением на ткацких станках «дорожек» из катушечных ниток и нарезанного узкими полосами старого ситца. Туристы млели — и раскупали эти «произведения народного искусства». Сейчас и это можно увидеть лишь в музеях — в тех, которые практикуют «мастер-классы» по древним крестьянским промыслам.
Кстати же, выставка вот повеселила.
"Домотканные истории Евдокии Пановой". Автор работ - старушка вологодская, работы хранятся в Вологодском музее-заповеднике.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я читал о домотканых изделиях в альманахе "Глобус" за 87-й, в очерке "Память на века". И очень хороший был рассказ Крапивина "Тополиная рубашка", где "ржавые ведьмы" спряли нити из тополиного пуха, соткали из них материю, а из неё сшили Славику рубашку, в которой можно было летать. Да, жаль, что нет уже в деревенских избах ткацких станков...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5.
Никогда бы не подумала что эта тема может так заинтересовать кого-то. Но судя по комментариям, многим это интересно.
А я лично видела, как и ткут, и прядут. Бабушка у меня всё это умела и делала. До сих пор сохранились её половички красивые, которые она ткала на самодельном ткацком станке. Папа ей станок сделал по её указаниям, и она на нём шпарила вовсю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот и нет, Любушка! И не только в музеях! Я недавно была в селе под Одессой - там все женщины работают на кустарных ткацких станках - дорожки делают. Громоздкая такая штука. Я впервые такое увидела. Режут тряпки на ленточки и стучат, стучат! Дорожки идут на ура! И бабульки в Одессе многие прясть умеют. Сечас домашняя шерсть большим спросом пользуется. У нас даже мастерская есть, где веретёна делают.
А ещё ткань делали из конопли. Я недавно только об этом узнала. Говорят, очень прочная была!
Ну, пять, разумеется. Если бы у меня было время, чес. слово, возродила бы это ремесло. Всё - ж таки ручная работа, эксклюзив!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
У мамы тоже в 40-50-тые годы был большой ткацкий станок. Ткала великолепные ткани. Последнюю, долго хранившуюся шерстяную ткань в 2000 году подарила своим невесткам на юбки. Причем качеству ткани можно позавидовать несмотря на возраст.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По снимкам Елены Бойд видно - насколько прочны холсты, да.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Моя прялка была стул со спинкой, веретено и суповая тарелка. Пряла пух бнзз присада пряжи на х\б нитку. Чистая тонкая пуховая нить.
Клок предварительно чесаного щеткой пуха цепляла защепкой на спинку стула, на колени тарелку, ну и пошел веретеном крутить по тарелке. Так на большие шали сама напрядала пряжи. А собаку чесала и пух собирала на носки из собачьего пуха для бабули моей ноги лечить и на тряпочки пуховые на больную спину привязывать. Веретено привезла с собой сюда. Кому это здесь надо! А вот недавно в Кижах действительно в музее видела как ткут по настоящему и как полотенца расшивают. Это так здорово. Я эту вышивальщицу сто раз сфотографировала и пряху.
0 Ответить
И что - из пуха нить получалась?! О каком пухе, кстати, речь?
У собак чешут, чай, шерсть, а не пух. Пух - с пуховых коз, али там с кроликов. Собак еще и стричь хорошо.
И почему мы не видим, Лаура, фотоотчета о поездке?!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Из города Шевченко - есть такая дыра богом забытая, где вода привозная, где-то возле Оренбурга в Казахстане. Присылали спекулям пух на шали. В Питере эпидемия пошла, все мнс-ы и снс-ы вязали, пряли. За их-то зарплату. Козий пух. А псиный пух - под подшерстком.
Без припряда хороший пух сам тянется, пальцы чувствуют толщину нити. На продажу пряли и вязали на х\б нитку, а для себя чистый пух пряли. Чесали во дворе - ошметков сильно много, а прясть - так и сын мой прял в кайф. Даже лучше, чем я.
Отчет о Питере-Онеге-Ладоге ? Фотки в компе сидят, не умею посадить их в текст. И красавица-пряха сидит. Я ж чайник-чайником. Там, где начинаются приборы, кончаюсь я.
0 Ответить
ФОтки вот сюда вставить - надо в самом низу окошка комментарий нажать на кнопочку "обзор" в обзоре найти ту фотку, размером до 300 кб, jpeg-форматом. И, написав все, что надо, в самом окошке комментария, нажать - комментировать.
А пух при прядении и вязании упруг, эластичен? Мне только с шерстью дело приходилось иметь - и при вязании, и при прядении.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спряденая пуховая нить тонкая и похожа на шелковую. Она пушится уже в изделии. Видела в Оренбургской обл. у родственников. Не верила, что в кольцо пролезает. Вынули для меня специально старинную шаль из сундука, огромную, как покрывало, и в мое колечко 15 размера продернули. Невероятно!
За статью 5. Просто учебное пособие по истории народ.промыслов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как интересно.
А у нас прялка еще сохранилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Деревянная - городком, или с гребнем, или круглая, с колесом - самопрялка?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
такие и сейчас выпускаются и их можно купить совсем недорого.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, ну это какой-то шезлонг!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
орган без клавиш. Но работает
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А он устойчивый? Наши-то, вот типа того, что у моей бабушки был, - такие основательные, из мощных брусьев этаких.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
не знаю, он такой весь на болтах. Почти уверенна что неустойчивый - конструкция такая, не слишком толковая.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ВОт и я тоже скептически смотрю на него...
Он рассчитан, как я понимаю, на какое-то узорное тканье - педалей этих больно много. На наших станах две педали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
+5. В Плесе, помню очень понравился музей с огромным ткацким станом. А в Кижах - маленькие, домашние
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Что из себя представлял ткацкий станок, наверное, многие знают. В музеях видели! Видели... и не только в музеях, а у бабушек...и даже видели, как они пряли бесконечные платки, косынки, и так далее...
0 Ответить
Какие-то смутные воспоминания сохранились: видел и прялку, и веретено, видел, как сучили нить, но совершенно не помню - где и когда.
5! За ностальгию!
Интересно было наблюдать за пряхой.
А вот про ткацкий станок - что-то размытое в памяти, даже четкой картинки нет. Может быть, видел где-то в деревне, когда ездил на уборки.
А, вот что еще вспомнил. В послевоенные годы мама сдавала угол девочке, которая работала на прядильно-ткацкой фабрике. Так что термины "уток" и "основа" на слуху с детства.
0 Ответить
Возможно, для вас это не было актуально... А у меня - бабушка ткать умела. И прясть, само собой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я тоже прясть умею, только у меня бабушка держала пухорвых коз, и пряла шетсть для платков. А вот ткаций станок обязательно себе куплю, даже уже нашла где. Только дом нужен будут побольше - и буде делать всякие красивые вещи. Вот такие штуки ткали из хлопка здесь.
Люба, вопрос. А сейчас у вас продается домотканное льняное полотно в Ростове или нет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Домотканное - ниии, нормальное, машинное - есть, пол-лета в льняных портках ходила, только тем и спаслась. Требовала еще жакет - не нашли нужного мне красивого, уговаривали тряпкой взять. Трикотаж льняной в больших количествах - серый такой, прохладный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я ищу и собираю льняное полотно, старинное. Но в основном можно найти только из Франции и Германии почему-то. Во такое. они из него делали мешки раньше
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лена, я в прошлом году видела у нас на рынке. Правда, быстро разобрали. Мне осталось 20 см. Надо посмотреть, может, бывает!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О! Оно толстое, наверное, не на паруса ткали?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
очень плотное - я мебель хочу таким перетянутью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, видно, Что такое. Какое там переплетение? Меня эта полоса смущает очень - Переплетение не саржевое там?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
бывает нескольких видов - вот это очень плотное из Франции
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По красной полоске - какое-то особенное переплетение?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
нет, там просто нить тоньше и поэтому выглядит немного по-другому. Но я не уверенна
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если бы простое полотняное переплетение было - должны быть видны меж красными белые поперечные. Интересно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
есть и такое, наверное зависит от плотности. Не знаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Для льна - что-то очень пухлые нитки. Это не хлопок?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я не уверенна, может быть
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пыталась попутно найти хоть что-то о тканях для парусов - ничего! Только эти страшные названия о парусном вооружения. Вроде, льняные они должны быть, сшитые из узких - на ширину ткацк. стана - полос ткани. По кр. мере, до тех пор, пока в пром. выработке не перешли (не перешел - "англичанин-мудрец" )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я где-то читала, Люба, что Олегова корабля в походе на Царь-град были шелковые паруса
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, из каких шелкопрядов Олег этот шел надергал?
Валентина - мы ж все писатели, мы ж знаем, как это - писать. Хотим - и будет корабль при алых парусах!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот это из Германии - совсем другое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
это не может быть простое льняное полотно - что за полосы?! Полосы, вроде, в тике делали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
может и правда тик - уж больно плотное переплетение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Видела в магазине ткань - какую-то двухнитку. Такая... плотная...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, как всегда. 5.
0 Ответить
Чую, щаз запою про финифть... Держусь из последних сил - как с той песней в Золотом теленке...
Оценка статьи: 5
0 Ответить