Наивно полагая, что со временем все станет на свои места, основываясь на расхожих утверждениях, родители не торопятся обращаться к врачу. Верны ли эти утверждения? Правильные ли выводы делают из них родители? Давайте поговорим об этом.
Причина задержки речевого развития — осложненное течение беременности или трудные роды. Это правильное утверждение. Особенно важны ранние стадии беременности. Преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия плода, долгий безводный период — эти осложнения родов тоже могут привести к нарушениям нормального становления речи.
Но основываясь на правильных знаниях, родители иногда делают успокоительный для себя и крайне вредный для ребенка вывод: «Чего же еще ждать? После таких родов (такой беременности), задержка речи естественна и со временем пройдет». Ребенок, конечно, скорее всего, заговорит, но без медицинского вмешательства последствия могут оказаться непредсказуемы.
Задержка развития речи связана с отставанием в психическом развитии. Ни в коем случае нельзя ставить на ребенке крест. Да, ЗРР часто сочетается с задержкой психического и психомоторного развития. Но своевременное лечение позволяет не только догнать сверстников, но часто и перещеголять их. Лечение надо начинать уже на первом году жизни.
Родителям следует проявить беспокойство, если ребенок позже положенного начинает садиться, стоять или ходить. В среднем, к двум годам словарный запас должен составлять около десятка слов, в два с половиной — три года ребенок начинает говорить фразами.
Девочки начинают говорить раньше мальчиков. Несмотря на отсутствие разумного объяснения, в большинстве случаев это именно так.
Близнецы долго не разговаривают, потому что понимают друг друга без слов. У близнецов нет какого-то своего особого языка и не всегда есть ЗРР. Причины ЗРР у них кроются обычно в особенностях родов, например из-за кислородного голодания. Поэтому поздняя речь близняшек — это такая же болезнь, как и у всех детей.
Задержки речевого развития вызываются социальными причинами. Запущенные дети, не получающие необходимой порции общения, как правило, действительно страдают нарушениями развития речи. Аналогичные трудности возникают у детей, родители которых говорят на разных языках. Немаловажна и наследственность: если родители в свое время начали говорить поздно, такая же проблема может возникнуть и у детей.
Среди левшей чаще встречаются задержки речи. Речевые и двигательные центры сосредоточены в левом полушарии головного мозга, в то время как у левшей больше развито правое. Поэтому ребенок-левша обычно начинает разговаривать несколько позднее.
Игрушки помогают «разговорить» ребенка. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и ручной моторики, расположены рядом и тесно связаны. Поэтому развитие рук и пальчиков способствует развитию речи. Учите ребенка застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить и рисовать. Поощряйте игры с пирамидками, конструкторами, кубиками, мозаиками и пазлами.
Не верьте досужим вымыслам, что ребенок вырастет таким, каким уродился. Воспитание — это длительный и трудоемкий процесс. Каким вырастет ребенок, как он будет приспособлен к реалиям нашей жизни и как сложится его жизнь, во многом зависит от нас, родителей.
Неплохая статья, немножко не все точно сформулировано, но в целом, годиться. Как логопед говорю.
К двум годам ребенок должен не десяток слов иметь, а около 200-300. !5 - 20 слов - в год и шесть , плюс-минус пара месяцев. В два с половиной года большинство детей начинает говорить полной фразой. А в год и шесть пытается или должен пытаться сочетать два слова, что тоже считается фразой "Мама, пи!", "Мама, ка-а!"
Мальчики ненамного отстают от девочек - на пару недель. Другой вопрос, что среди мальчиков чаще встречаются патологии. На 4 ребенка с речевыми патологиями - три мальчика и одна девочка.))
Бывает еще такая вещь, как темповая задержка развития речи - это вообще не страшно, это особенность развития ребенка. Кто-то силен в речи, кто-то слаб - люди все разные. Но в целом, лучше бдить и зайти к логопду в поликлинику, а уж хороший логопед разберется, что делать с ребенком и в три года. Собственно говоря, сейчас детей смотрят не с трех, а с двух лет. К сожалению, часто сталкиваюсь с ситуацией. когда даже специалисты говорят маме, ой, приходите в три года, а то и в пять - тогда поговорим. В пять - уже поздно. И это страшно, что люди ждали года, прежде чем начать помогать ребенку.
В-общем, молодец, что написали.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Задержка речевого развития - нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе. То есть,первое утверждение до слова " преждевременные" нужно вообще убрать.Поскольку там идет обобщение РН и это нормально.
Второе утверждение -не "умственного", а "психомоторного" Дальше хоть смысл появляется. Насчет сроков -увеличить все на 1 год.
Про близнецов вообще не надо. Нет такого правила, это домыслы.А почему не говорят, я в своим ворчании написала.Можно переделать.
Про разные языки родителе тоже убрать.
Про левшей - неверно. Такая проблема у амбидестров, то есть у двоеруких, и то это не причина, а сопутствующая особенность.
Последнее утверждение -убрать слово игрушки, потому что перечислены не игрушки, а игры и конструкторы. И это правильно.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Мне кажеться что возраст с которого ребёнок начинает говорить обусловлен лишь индивидуальными особенностями организма ребёнка
0 Ответить
После таких статей у части мам начинается паника...
Конечно, необходимо обследовать ребенка на предмет выявления заболеваний, родовой травмы и т.д. И заниматься развитием ребенка нужно в любом случае, вне зависимости - есть задержка или нет.
Но говорить о том, что "родителям следует проявить беспокойство, если ребенок позже положенного начинает садиться, стоять или ходить" - как-то не конкретно. Во-первых, в чем должно выражаться беспокойство? Во-вторых когда наступает срок "позже положенного"? По поводу сроков существуют разные мнения... И не все педиатры считают, что двухлетний ребенок должен уже фразами говорить. Если никаких других нарушений не выявлено, то никакого беспокойства быть не должно. Должны быть ненавязчивые занятия с ребенком, а не беготня по врачам и т.п.
"Задержка развития речи связана с отставанием в умственном развитии. Да, ЗРР всегда сочетается с задержкой психического развития." Не всегда! Откуда у вас такие данные? Например, у моего старшего племянника была задержка речи, связанная с родовой травмой. Не могу точно диагноз назвать, но суть была в том, что в нижнюю часть лица кровь плохо поступала, поэтому весь речевой аппарат (в том числе язык) был малоподвижен. В то же время, мозг отлично снабжался кровью и никакой умственной и психической задержки не было! Проблему решили массажем и инъекциями. Ребенок заговорил в 4,5 года, но умственно отсталым его никогда не считали.
Я сама заговорила в 3 года. Почему - не знаю. Вы пишете: "последствия могут оказаться непредсказуемы" Хотелось бы все-таки знать, какие такие последствия меня ожидали/ожидают?
0 Ответить
Будем знать.
0 Ответить
Сейчас буду чихвостить, а то ведь поверят вашей статье.
Осложнения беременности и трудные роды не влияют на ЗРР. Асфиксия еще может быть,Но тоже не обязательно. А в остальном, ЗРР -это функциональное заболевание, а не органическое.
Умственное развитие и психическое -две большие разницы.
При ЗРР никогда не бывает умственного недоразвития!!!
Путаница полная в этом пункте.За последние 15 лет сроки психомоторных умений - вставать, ходить, говорить сдвинулись в сторону увеличения. Теперь неговорящий до 3-х лет ребенок считается соответствующим норме. Все остальное комментировать не буду, поскольку это вообще не главное.
Главное то, что проблемы с физическим здоровьем на первом году жизни-ребенок занят выживанием,проблемы с психомоторной незрелостью, когда эти умения медленнее созревают НЕ ДАЮТ СВОЕВРЕМЕННО СФОРМИРОВАТЬ ГУЛЕНИЕ И ЛЕПЕТ.
Они важны как настройка речевого аппарата и для формирования структуры речи. Дети, которые отказываются говорить после 3 лет всегда имеют или повышенный или пониженный тонус мышц, особенно мелкой моторики.Им элементарно трудно двигать языком. А поскольку интеллект хороший, то оценивая свои "достижения" и сравнивая с другими, вообще отказываются говорить!
Девочки развиваются по своей возрастной схеме, и это известно очень давно. Можно было бы полюбопытствовать.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Людмила, а не могли бы Вы четко сказать, какие предложения как нужно изменить, чтобы статью сделать правильной?
0 Ответить
У меня вопрос. Моей дочке 2,7 года. Она разговаривает много и практически без умолку... Но мои терзания заключаются в том, что говорит она больше на "своем языке", а еще плохо проговаривает окончания. Наш терапевт говорит, что нужно подождать до трех лет, а там уже решать нужно ли нам будет обращаться к логопеду. Я не могу понять одного: это нормально или нет?! У наших знакомых сверсников, чь-то дети говорят лучше, чьи-то хуже...
0 Ответить
Нормально. Она же маленькая, органы артикуляции еще развиваются. Вот тут Вам все правильно сказали. А к логопеду можно и сейчас. Мы не только больным детям помогаем. Мы дает советы и консультации, как здоровым детям лучше говорить.
Дети все разные - поэтому говорят по-разному, но у Вас, судя по всему, в пределах нормы. Главное, говорит
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Статья хорошая! Вывод - один: необходимо постоянно заниматься ребенком!
У меня были проблемы и с беременностью и с родами. Тем не менее в течение первого года нам удалось справиться с основными проблемами.
Причем, все хорошо стало, когда я перестала слушать многих врачей, которые медленно доводили меня до инфаркта своими диагнозами.
Мне, кажется, что во многом проблема надуманая. Слишком уж жесткие требования предъявляют педиатры и неврологи к нашим детям. Когда я вижу у годовалового ребенка в диагнозе "задержка умственного и речего развития", мне становится смешно.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
В год не имею права такого диагноза ставить. Это просто смешно. Но, как сейчас учатся... На всю жизнь запомнила две вещи - как на в университете профессор-логопед сказала" Девочки, в своей работе вы должны будете опираться на невропатолога и психоневролога. Это в теории. В жизни - все будет наоборот." А второй случай, когда я пыталась уточнить состояние психического и умственного здоровья девочки 6 лет. Просто, если у неё страдала только психика - я один диагноз ставила логопедический, а если интеллект - то другой. Я уже давно все поняла, но бегала за психиатром, чтобы она свое заключение по ребенку вывела. Дама подумала-подумала и сказала « Эта девочка не то, чтобы очень, но в принципе не совсем». Я была юна и неопытна, поэтому застыла с открытым ртом, так как не встречала на лекциях такого диагноза ни-ко-гда. Хорошо, что старший логопед – умнейшая женщина, меня успокоила и подтвердила мое заключение.
К сожалению, сейчас часто диагнозы ставят вот так…не то , чтобы очень….)) Это очень грустно…
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Воспитывать и развивать надо, конечно. Но у всех детей свой срок заговаривания. Нет такого точного срока. Бывает, и в два-три года дитя не говорит, а потом как разговорится... и развивается не хуже остальных.
Бедных родителей запугивают этими ЗРР и они нервируют и терзают детей, которым просто еще не пора.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Мой ребенок тоже болтает без умолку. Может немного помолчать, если человек незнакомый. Но ненадолго, быстро осваивается.
0 Ответить
Лаконично, последовательно и доброжелательно. +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эх, а у нас обратная проблема - рот не закрывается ни на минуту.
0 Ответить
Инна, наверное ваш ребенок аудиал. Не надо ему мешать, пусть болтает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Приятно написано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, рядом лежит и еще одна статья про молчунов
Оценка статьи: 5
0 Ответить