Простая история, изложенная в пьесе Виктора Розова «Вечно живые», в исполнении Михаила Калатозова приобрела настолько яркое звучание, что до сих пор потрясает мироощущение людей: молодых и пожилых, до сих пор ощущающих себя советскими, и никогда в жизни не бывавших в Советском Союзе и России. Когда в 2007 году фильм показали в Каннах, зрители сразу после в едином порыве вскочили со своих мест и долго-долго аплодировали.
Этим фильмом Михаил Константинович Калатозов как бы подытожил свою практически 30-летнюю режиссерскую судьбу. Ведь на Тбилисскую киностудию он пришел скромным 20-летним пареньком, а спустя пять лет стал уже режиссером. Это нынешнее поколение россиян не всегда знает, что еще до «Журавлей» Михаил Константинович стал «культовым» режиссером, сняв такие «громкие» фильмы, как «Валерий Чкалов» и «Верные друзья». Но лента «Летят журавли» стала «звездным часом» для режиссера.
Впрочем, не только для него одного.
Кинокритики по праву оценили операторскую работу Сергея Урусевского, который, по мнению одного из членов жюри Каннского кинофестиваля, моментами словно вкладывал кинокамеру во внутрь души героев.
Блистательной была признана работа киноактрисы Татьяны Самойловой, которая сыграла главную роль в картине. Впервые советская актриса получила сразу целую серию наград: специальный диплом жюри и приз «Апельсиновое дерево», Большую премию Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в не французском фильме, премию Французской академии кинематографии «Хрустальная звезда» и приз «Живой легенде Канна».
А разве менее пронзительно в фильме сыграл Алексей Баталов? Во многом благодаря тому, что в момент съемок он переживал бурную страсть к цирковой наезднице Гитане Леонтенко.
Познакомились они в 1954 году и начали тайно встречаться. Тайно из-за того, что Гитана была цыганкой, и ее многочисленная родня, узнав, что девушка встречается с русским, сначала долго «прессовала» ее, а потом они и вовсе разыскали ее возлюбленного и устроили сцену. Она закончилась вполне предсказуемо: ромалы заверили Баталова, что если он не оставит в покое Гитану, то они его банально зарежут.
Но Алексей Владимирович не испугался угроз. Правда, прошло много лет с момента их знакомства, пока молодым не разрешили пожениться. Однако можно представить, насколько были обнажены нервы у Баталова во время съемок.
Чем же подкупила зрителей кинокартина «Летят журавли»? Прежде всего, буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной. Невозможностью соединиться влюбленным сердцам, которые не смогли перешагнуть через острую, как бритва, грань войны. И еще тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда только влюбленное сердце отказывается верить в трагический конец.
А если учесть, что практически у всех первая любовь тает, как снежинка на солнце, за ней приходит, в лучшем случае, вторая, а чаще всего, третья, четвертая
Это одна из граней. Но есть и другая. Фильм приняли так близко к сердцу еще и потому, что именно в нем чуть ли не впервые в советском кино герои получились не «правильные», как случалось раньше, а, скорее, человечные.
Возьмем Веронику. С одной стороны, она должна была стать настоящим идеалом, лубком к стихотворению «Жди меня, и я вернусь». Но вместо этого она предает любовь Бориса и выходит замуж за его сводного брата Марка еще до того, как узнает о гибели своего жениха.
И интеллигентный пианист Марк, который, по идее, должен быть «правильным», воспользовался тем, что девушка потеряла сознание от страха, и фактически выступил в роли насильника. И после этого Вероника не только не отталкивает Марка, но и становится его женой, хотя в душе продолжает любить Бориса.
Хотя потом «справедливость» торжествует. Вероника уходит от мужа и на Белорусском вокзале, где встречают поезда с победителями, возвращающимися с фронта, появляется в белом платье невесты. К тому времени уже ясно, что Борис, скорее всего, никогда не приедет. Но вот тут-то и срабатывает формула: «Жди меня, и я вернусь!»
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Впрочем, не претендую на истину. Сколько людей, столько и мнений. Остается добавить, что Михаил Калатозов после «Журавлей» снял еще три картины: «Неотправленное письмо», «Я — Куба» и «Красная палатка». Скончался он в Москве 29 марта 1973 года. Сергей Павлович Урусевский пережил режиссера картины на полтора года и умер в Москве 12 ноября 1974 года.
Почему "проглядели" такой к/ф в жюри Оскара и не удостоили его своей награды. Вот что значит добротная литературная основа в хороших руках. В ансамбле исполнителей мне запомнился Меркурьев.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо автору за память о фильме.
Но что в нем «советского», что бы «до сих пор ощущать себя советскими, тем из зрителей, что никогда в жизни не бывали в Советском Союзе»?
Автор видимо здесь передает свое ощущение…
Но и ему ощутить себя «советским» помогло то, что у Михаил Константиновича Калатозова такой «громкий» фильм как «Верные друзья» был СНЯТ с проката - именно «по советски».
Автор статьи делает явную натяжку, когда предлагает нам поверить, что «Вероника ушедшая от мужа, и на Белорусском вокзале, встречая поезда с победителями, возвращающимися с фронта, появившись в белом платье невесты СКОЛЬКО ТО олицетворяет формулу: «Жди меня, и я вернусь!».
В эту фантазию верно не поверят ни Розов ни Калатозов…
Тем более, что «к тому времени уже ясно, что Борис, никогда не приедет».
Хотя автор статьи и здесь делает странную натяжку «скорее всего…»(?)
0 Ответить
Николай Неклюдов, Вы - "древняя, скрытая контра": во всём выискиваете нехорошую подоплёку. "Снятый с проката фильм "Верные друзья" я смотрел в своё время в сельской глубинке. Когда его сняли с проката? Когда начались "неприятности" с автором сценария А. Галичем?
Мне особенно понравилась роль Меркурьева в фильме "ЛЖ".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мы не можем проститься с Татьяной Евгеньевной лично, только с помощью статьи.
Помним, любим... Пусть земля будет пухом...
0 Ответить
Потрясающий фильм. Жаль что уходят такие актеры -
4 мая скончалась Татьяна Самойлова, исполнительница главной роли в фильме "Летят журавли", она умерла в воскресенье вечером, в день своего 80-летия.
2 Ответить
Земля пухом и вечная память "Белке".
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Хорошая статья, написана профессиональным журналистом. Рад, что вы обратились к анналам ШЖ
Оценка статьи: 5
1 Ответить
"Нашу правду с открытой душою // по военным дорогам несём..." ( из песни в исполнении Н.А.Обуховой)
В Союзе было немало фильмов на уровне Канн и Оскаров, но "общечеловеческие ценности" оценщиков не позволяли присуждать кинонобели тем, кто за идейным занавесом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороший был фильм!
Ностальгичнская статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фильм легендарный и этапный для нашего кинематографа.
0 Ответить
Отличная статья. Хочется отметить лишь, что огромный вклад в успех этого фильма внес и оператор Урусевский, его операторская работа была революцией в кинематографе. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
значит настоящее кино получилось
0 Ответить