1. Выявление таланта;
2. Развитие таланта.
На первом этапе делается собственно выбор будущей профессии или хотя бы генерального направления (спорт, наука, культура
На первом этапе крайне важно испробовать все — ведь талант вашего ребенка может лежать в самой неожиданной области. Собственно, это пытаются делать и школы, и вузы, этим и обусловлено такое пестрое многообразие изучаемых предметов, но здесь очень важно, чтобы был хороший наставник, учитель, преподаватель. Ведь негативный опыт в какой-то дисциплине, вызванный напряженной коммуникацией с преподавателем, может закрепить у ребенка подсознательное отторжение самой дисциплины. Ведь, кто знает, может именно в ней и лежит основной талант ребенка? А так он может остаться лежать навечно зарытый в землю.
Поэтому, если ваш ребенок говорит, что он не любит, скажем, математику, потому что «плохая училка», то надо обязательно попробовать познакомить его с математикой при помощи другого хорошего, талантливого педагога. И так по каждой «проблемной» дисциплине: хоть понемногу, но ребенок должен попробовать в каждом направлении человеческой деятельности чего-нибудь «вкусненькое». Если интерес возник, его надо попытаться развить, однако ни в коем случае не стоит делать это насильно, пытаясь оправдать вложенные средства — это одна из основных ошибок в профессиональном ориентировании ребенка. «Мы потратились, купили тебе пианино, так что сиди и играй!»
Из опрошенных 10% отреагировали бы болезненно на резкую перемену курса со стороны ребенка при условии, что в профессиональную подготовку были вложены немалые средства. Впрочем, подавляющее большинство отнеслось бы к этому спокойно и с пониманием.
Выбор можно считать состоявшимся и переходить ко второму этапу, когда:
у ребенка есть устойчивый интерес к определенному делу;
у ребенка есть обнадеживающие успехи в выбранной области;
он занимается выбранным делом с удовольствием;
он занимается любимым делом сам, без понукания со стороны.
На втором этапе подготовки начинается целенаправленное развитие ребенка в выбранном направлении, но это не значит, что надо резко ограничить все остальные интересы. Все еще может поменяться, и не один раз. Но акцент постепенно, плавно смещается на выбранное дело, а все прочие направления постепенно уходят в фоновый режим. Вполне возможно, что основных направлений поначалу будет два. Мало кто способен полноценно вкладываться в два основных направления одновременно. Практически всегда одно из направлений становится ведущим, оттесняя все остальные в фон, это вполне разумно, и рано или поздно человеку приходится делать выбор, какому любимому делу отдать предпочтение, в этом случае выбор особенно труден.
Теперь перейдем к практике развития таланта. Прежде всего, это развивающие игры, выбор кружков и курсов, стратегические вложения (покупка пианино, например), подбор книг, поиск связей, завязывание знакомств и многое другое.
Результаты опроса «Нужна ли профессиональная ориентация детей?»
Всего проголосовал (на 5 форумах) 101 человек (количество голосов примерно равно проценту ответивших).
«Надо дать попробовать ребенку все, а там сам решит» — 41 голос;
«Да, и чем раньше, тем лучше» — 21 голос;
«Достаточно просто иногда проводить беседы на эту тему» — 21 голос;
«Нет, он сам должен найти свой путь и пробиться» — 10 голосов;
«Надо познакомить со своей профессией и ориентировать личным примером» — 6 голосов;
«Затрудняюсь ответить, пока не решил (а)» — 3 голоса;
«Пусть этим занимаются школы и ВУЗы» — 1 голос;
«Какая еще ориентация? Кормлю, одеваю, опекаю и достаточно!» — 1 голос.
В чем может выражаться помощь родителей в развитии таланта ребенка?
Вкратце перечислю основные, наиболее популярные методы:
1. Беседы о профессиях;
2. Запись в кружки и секции;
3. Знакомство с профессиями и профессионалами;
4. Стратегические покупки;
5. Подбор литературы, музыки, фильмов;
6. Подбор ВУЗа и помощь в поступлении;
7. Подбор рабочего места и помощь в его получении;
8. «Волшебный пинок».
Теперь подробно разберем каждый метод.
Беседы о профессиях — это самый простой, самый дешевый и самый популярный метод. 21% опрошенных вообще предлагают им и ограничиться. Его можно начинать с самого раннего возраста, когда ребенок только начинает познавать мир.
На стадии «почемучки» родители просто рассказывают, кто чем занимается, какие есть интересные моменты в каждой профессии, читают с ребенком стихи Маяковского. Затем уже начинают слегка расставлять акценты. Например: «Вот, дядя учиться не захотел, теперь работает грузчиком…»
Ориентируясь на склонности ребенка, на выявленные таланты (в ходе бесед и наблюдения за его поведением и игрой), идет более подробный рассказ о профессиях, которые показались ему интересными. В подростковом возрасте можно набросать варианты жизненных сценариев для каждой из интересных ребенку профессий: «Тебе нравится музыка? Хочешь стать музыкантом? Для этого надо окончить музыкальную школу, затем — училище и, наконец, консерваторию. Хотя можно пойти и по другому пути: ты займешься музыкальным самообразованием и создашь свою музыкальную группу (или вступишь в чью-нибудь). В любом случае, тебе нужно будет освоить музыкальную теорию и хорошо овладеть каким-нибудь видом инструментов (струнными, клавишными, духовыми или ударными)». Здесь же можно рассказать о великих композиторах, музыкантах; порекомендовать музыку, книги по музыке, фильмы
Кружки и секции — это уже более «продвинутый» этап в профессиональной ориентации. Благодаря кружкам и секциям ребенок осваивает азы профессий, делает первые самостоятельные шаги, общается с друзьями по интересам, получает опытных наставников… Сколько великолепных, головокружительных карьер начинались с какого-то кружка! Почитайте биографии известных людей: многие актеры начинали со школьного драмкружка, великие спортсмены — с районной секции
Моя 10-летняя дочь с удовольствием ходит в районный танцевальный клуб и достигла значительных успехов в танцах. Кроме того, она занимается в клубе английского языка «Мистер Инглиш». Теперь у нее две жизненные стратегии: либо стать переводчицей, либо посвятить свою жизнь танцам. Что бы она в итоге не выбрала, каждое из этих направлений не помешает другому. Английский очень пригодится для международных выступлений, а танцы — для развития чувства ритма, гармонии, уверенности в себе и коммуникативности.
Танцы и английский? Это неплохо, это развивает, но успешным человека не делает!
А что делает человека успешным в современном мире, где танцами и английским никого не удивишь?
Успешным человека делает только работа с уже успешным человеком.
Вот поэтому так мало успешных людей - они учатся у неуспешных людей.
0 Ответить
А что, сейчас в школах остались кружки? Кроме коммерческих, типа бальных танцев. Ну и музыкальных студий. Хотя, конечно, еще есть энтузиасты преподаватели....
0 Ответить
Совсем недавно бесплатные кружки еще были - учителям за них доплачивали. А потом, с переходом на подушевое финансирование, отменили все доплаты - за кружки, классное руководство, проверку тетрадей и т.п. Не знаю, чем дело кончилось, но в начале учебного года у нас в области было именно так.
0 Ответить
Всё это неплохо и даже хорошо.
А как внедрить игры в школы?
0 Ответить
Нашла не очень удачную фразу:
«Всего проголосовало (на 5 форумах): 101 человек (количество голосов примерно равно %% ответивших)». А статья понравилась. Много полезной информации.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, но очень длинно.
0 Ответить