Это случилось в 1938 году, когда Яков, за три года до начала Великой Отечественной войны, стал бойцом Красной Армии. Летом 1941 года младший сержант Павлов принял первый бой недалеко от города Ковеля. Был командиром пулеметного отделения, затем наводчиком орудия. Вместе с частями отступал вглубь страны, пока не оказался в Сталинграде. Попал в гвардейскую часть, чем очень гордился.
В ночь на 27 сентября 1942 года комбат Алексей Жуков приказал командиру роты старшему лейтенанту И. Наумову провести разведку боем в единственном уцелевшем от бомбежек четырехэтажном доме облпотребсоюза по улице Пензенской, 61. Комроты отправил к дому группу из четырех разведчиков, которыми командовал гвардии сержант Яков Павлов, с задачей закрепиться в нём и не допустить прорыв немецких войск к реке Волге в районе площади 9 января (ныне площадь имени Ленина).
Когда спустя несколько лет из Дома Павлова лепили легенду, было «добавлено», что Павлов отбил дом у гитлеровцев. При этом о количестве самих фашистов скромно умалчивается. Скорее всего, немцы просто не успели освоиться в этом доме и тоже прислали разведчиков для того, чтобы узнать обстановку. А наши подошли несколько позже. Во всяком случае, в мемуарах Якова Павловича прямо указывается на то, что немцы сидели в двух квартирах во втором подъезде на первом этаже. Наша четверка ворвалась в квартиры, швырнула в комнаты по три «лимонки» и после того, как рассеялся дым от взрывов, разрядила в пространство квартир еще по рожку автоматов. И при этом убито было только три гитлеровца, а еще троих раненых добили уже после того, как они попытались выбраться из здания.
Поскольку гитлеровцы, находящиеся в 200−300 метрах от дома, в темноте, не могли установить силы нападавших, они всю ночь бомбили и обстреливали дом, но никакого вреда нашим разведчикам не принесли. А аккурат перед обстрелом Павлов обнаружил в одном из подвалов невесть откуда там взявшегося санинструктора Калинина, и отправил его в штаб батальона, чтобы тот передал обстановку в доме. Но тот сумел пробиться к своим только спустя сутки.
А вот командир полка гвардии полковник Елин, узнав о том, что командир роты послал всего лишь четырех бойцов, устроил Алексею Жукову форменный разнос, горестно вздохнув: «Они, наверное, уже все погибли, надо было отправлять больше». И тут в подвал привели Калинина, который передал комбату записку от Павлова. В ту же ночь в дом на площади 9 января было послано подкрепление, а главное — установлена связь с командиром роты, кабель протянули связисты.
Взводом, прибывшим в дом, командовал гвардии лейтенант Иван Афанасьев. Ему и было поручено руководить обороной. Трудно было представить, что в боевой обстановке сержант командовал лейтенантом, тем более, что обороняющиеся не были «оторваны» от командования, по большому счету указания отдавали Жуков и Наумов. Но в историю вошел почему-то не Иван Афанасьев (кто о нем помнит?), а именно Яков Павлов. Почему?
Здесь все, скорее всего, лежит в области идеологии. Во-первых, первой группой командовал все-таки Павлов, а звание Героя Советского Союза присваивались первой группе, форсировавшей реку, ворвавшейся на высоту, захватившей фашистские окопы
Но это вовсе не означает, что Павлов не проявлял мужества. Он воевал наравне со всеми, и даже чуточку лучше, хотя бы потому, что, в отличие от некоторых бойцов, был опытным воином, имевшим за плечами три года службы до войны и один год участия в боевых действиях. И, естественно, именно он являлся примером для солдат, ибо был с ними как бы на одной ступеньке.
Можно развенчать еще один миф. Во всех учебниках написано, что дом обороняли 24 гвардейца. На самом деле боевой состав обороняющихся постоянно обновлялся, раненных отправляли в тыл (хотя какой там тыл, если до немцев рукой подать). По самым скромным подсчетам, обороняющихся было примерно три десятка.
Фашисты предприняли десятки попыток выбить героев из дома, но тщетно. Как же они могли уцелеть в этом аду? Во многом благодаря тому, что у гвардейцев были запасные позиции. Перед домом находилось цементированное бензохранилище, к которому прорыли подземный ход. Еще одна удобная позиция была оборудована за домом, метрах в тридцати, где находился люк водопроводного тоннеля, куда тоже был прорыт подземный ход. Как только гитлеровцы открывали огонь по дому, на постах оставались лишь дежурные, а все остальные уходили в убежища. Прекращался обстрел, и весь немногочисленный гарнизон снова был в доме, снова косил фрицев, пытавшихся атаковать наши позиции.
58 дней и ночей держались отважные советские воины. Покинули здание они 24 ноября, когда полк перешел в контрнаступление. Как нетрудно догадаться, свое 25-летие Яков Павлов встретил в стенах дома. Но на том, как он отпраздновал юбилей, ни Павлов, ни его боевые друзья внимания не заостряли.
Остается добавить, что звание Героя Советского Союза гвардии сержант Павлов получил уже после майского победного салюта, 27 июня 1945 года. Вместе со «звездочкой» ему вручили и лейтенантские погоны. На следующий год Яков Федотович уволился из рядов армии. Затем окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал в народном хозяйстве. Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красной Звезды и медалями. Решением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 7 мая 1980 года Якову Федотовичу Павлову присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».
К сожалению, подорванное ранениями здоровье существенно сократило жизнь героя. 29 сентября 1981 года Герой Советского Союза
И пусть история сохранила для потомков только его фамилию, но славу он все равно разделил со всеми своими товарищами. Каждый из уцелевших защитников Дома всегда был самым дорогим гостем в Волгограде. В городе, где они не щадили своих жизней. И не столь важно, чьим именем назвали бы этот Дом. Ветераны вообще предлагают переименовать его в Дом солдатской славы. Может быть, это и правильно…
Статья, конечно, хорошая, но заголовок совершенно провальный. Мало того, что совершенно не главное, какой именно год он отметил (ну если б ему было 14, тогда еще может быть). Ну что меняет тот факт, что ему исполнилось 25? А не 24 или 26? Это как-то отразилось на его подвиге?
И то, что день рождения человек провел в бою, тоже не удивительно - все вовевавшие, поскольку воевали 4 года, так или иначе проводили свои дни рождения не дома за столом... Такое впечатление, что автор превращает в заголовок наугад взятые из текста фразы, поставив их в вопросительную форму, согласно формату. Да и звучит это "Какой по счету день" - очень суконно и по канцелярски.
0 Ответить
недалеко от города Ковеля - или "от города Ковель", или "от Ковеля". Имхо.
Калинина, и отправил его - лишняя запятая.
0 Ответить
Был воспитан в духе Героев Второй мировой.Дед в 12 лет с винтовкой по руинам немцев стрелял.
Узнавать что то новое о героях и защитниках отечества всегда приятно,хотя правда глаза режет.
0 Ответить
Я живу в 5 минутах хотьбы от дома Павлова... В самом этом отреставрированном доме после войны довольно долго жила моя мама. По ее воспоминаниям после Сталинградской битвы в феврале 1943 года в городе не было ни одного целого здания. Разбитая мельница - как раз напротив Дома Павлова - сейчас входит как памятник в ансамбль Панорамы Сталинградской битвы. Очень впечатляет! А теперь представьте себе ВЕСЬ город в этих руинах. И огромное количество трупов, которые весной стали разлагаться... По ее воспоминаниям дух в городе стоял жуткий. И она, 8-летняя девочка, вместе с другими стариками, женщинами и подростками крюками стягивали убитых в овраги и там захоранивали. Вот такие невеселые воспоминания навеяла на меня статья... Но забывать об этом НЕЛЬЗЯ! дабы никогда такого не повторялось!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпсаибо, Жанна, за дополнение. Конечно, об этом нужно помнить. У меня у самого родителям в 1943 году было по 5-6 лет, когда немцев погнали с родной Кубани. А всю оккупацию просидели в вырытой на огороде землянке. Слава Богу, фашисты не тронули их, а то бы я не писал эти строки...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья - 5.
Юрий прав. Не всегда награды находили самых достойных, в ряде случаев из нескольких кровью заслуживших награду выбирали только одного. Чем тогда руководствовались, нам уже не узнать. Примечательный штрих, пока был жив Афанасьев, защитники дома периодически у него собирались. Павлов на эти встречи никогда не приезжал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья
0 Ответить